Канистерапия в библиотеке
21 апреля 2021 в 15:19

«Собака в городе» – под таким названием в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина прошла встреча в клубе кинологов «Собачье сердце». Своеобразный сеанс канистерапии для ребят из детских центров провела команда молодых челябинских психологов и кинологов под руководством специалиста по канистерапии из Екатеринбурга, клинического психолога Любови Владыкиной. Дети узнали, как следует вести себя с собакой, своей и чужой, что ей может нравиться и не нравиться, как сделать общение с собакой наиболее безопасным. Каждый ребенок попробовал погладить собаку, дать ей команду, поиграть и даже почистить собаке зубы. В сеансе принимали участие специально обученные собаки пород бордер-колли, лабрадор, спиноне итальяно, гриффон и пти-брабансон.

После сеанса нам удалось взять интервью у Любови Владыкиной, в котором она рассказала, что из себя представляет канистерапия, кому она показана, как обучают собак и что они испытывают при этом:

НГ: Что такое канистерапия?

ЛВ: Канистерапия – это направление социально-психологической реабилитации, социализации, где собака выступает инструментом для решения целей и задач. Собака используется в качестве мотиватора, скажем, «божественного пинка». Собачка дрессирует эмоции. Она находится обычно на высоком уровне эмоционального состояния. Люди, неважно – дети или взрослые, к ней присоединяются, и им становится легче. Какие-то вещи, которые сложнее корректировать с людьми, собака делает проще. Например, чтение. Многим детям в силу различных психологических причин бывает трудно читать. А рядом с собакой такие дети читают с удовольствием.

НГ: А здоровые дети могут  принимать сеансы канистерапии?

ЛВ: Да, конечно. Собаки помогают детям корректировать какие-то учебные навыки, например, саморегуляцию, когда трудно усидеть за партой в течение 40 минут. Например, у нас в Екатеринбурге практикуется такой метод, когда собачку приводят в класс, и она просто там находится рядом с вожатым. Ходит по классу во время урока. Уровень настроения у детей настолько повышается, что и  успеваемость улучшается.

НГ: А дети не отвлекаются на собаку? Я бы, например, отвлеклась!

ЛВ: Нет. В таких случаях вожатый ставит определенные условия: если дети не хотят идти навстречу учителю, нарушают правила, то собаку просто выводят из класса. Дети начинают слышать и слушать правила, осваивают их, используют, применяют по необходимости. Плюс саморегуляция: они учатся себя контролировать.

НГ: А можно ли для этого использовать кошек?

ЛВ: С кошкой другая ситуация. Кошка – животное территориальное. Водить куда-то кошку довольно трудно. Тогда должна быть кошка, похожая на собаку.

НГ: Собаки каких пород подходят для канистерапии?

ЛВ: Для этого используют собак любых пород, даже дворняжек. Собак выбирают не по признаку породы, а по признаку психологической пригодности.

НГ: Если собака импульсивная, то она непригодна?

ЛВ: Можно использовать даже импульсивную собаку. Например, сегодня был очень импульсивный песик Данте (бордер-колли). Он пригоден для канистерапии, потому что у него много других подходящих качеств: он миролюбивый, очень общительный, социально ориентирован. Ему очень важно, чтобы человеку было хорошо. Это один из основных принципов отбора. Если он чувствует, что ребенок немножко негармоничен внутри себя, то старается как-то помочь, выровнять. Если человек плохо себя чувствует, то собака подходит, садится рядом и дышит определенным образом. Человек через дыхание настраивается. Собака дышит, она спокойна, уравновешена, доброжелательна, ребенок присоединяется к ней и выравнивает себя изнутри, становится спокоен, доброжелателен, устойчив к стрессам. Если знаете, есть такие нейроны зеркальные. Это такие нейроны нервной системы, которые помогают нам присоединяться к тому, на кого мы смотрим, на кого мы ориентированы. Человеку достаточно подышать в подобном ключе, и ему сразу станет легче, он поймет, что не так уж неуспешен. Учеба зачастую для ребенка – это долго, скучно, трудно, а когда он учится вместе с собачкой дышать, это переходит на уровень автоматизма, на уровень инстинкта. И он уже сам в подобной ситуации дышит так, как его научила собака. Все очень просто – зеркальный нейрон.

НГ: А если ребенок случайно дернет собачку?

ЛВ: Собак поэтому и отбирают специально, чтобы они не реагировали на подобное. Бывает у больного ребенка сильная спастика, и он может случайно, неосознанно причинить собаке боль.

НГ: А если ребенок специально сделает собаке больно?

ЛВ: То же самое. Собака не имеет права на это реагировать. Год-полтора собаки проходят обучение. Собаки очень качественно, с хорошими результатами работают с детьми с психическими заболеваниями, разного рода депрессиями, с тревогой и т.д., то есть с проблемами, которые переживают и взрослые люди.

НГ: Собака должна быть очень воспитанная?

ЛВ: Собака должна быть специально для этого обученная. У собаки обязательно должен присутствовать общий курс дрессировки, чтобы ее начать обучать канистерапии. За эти год-полтора мы обучаем собаку, чтобы она умела реагировать правильно на состояние человека. Может быть, у него какие-то заболевания или он боится собак. Она должна правильно к нему подойти, правильно повернуться. Должна уметь взаимодействовать с тем, кто немножко брезглив. Сегодня были ребята, которым не очень нравилось, что у собаки текут слюни. Собака старается быть предельно аккуратной. Мы обучаем собак правильной реакции. Чтобы ребенок расширял свои индуктивные способности, а это может быть только тогда, когда он чувствует себя в безопасности. То же самое и со взрослыми людьми. Сегодня было заметно, что дети были расслаблены, им было хорошо и весело. Было хорошо и собакам. Потому что это настроение дали детям они, собаки, так как сами были спокойны и расслаблены.

НГ: А сколько лет должно быть собаке? Щенков для этого не берут?

ЛВ: Обучение можно начинать с 6-8 месяцев. Плюс год-полтора идет само обучение. Идеальный возраст для канистерапии – полтора-два года.

НГ: У вас очень интересная работа!

ЛВ: У наших собак очень трудная работа, энергоемкая, собаки очень устают, выгорают эмоционально. Их сейчас повезут домой, и они, скорее всего, будут спать. 40 минут работы для собаки, особенно неопытной – это край. После 40 минут собака уже должна восстанавливаться.

НГ: А мы по 8 часов работаем!

ЛВ: Люди эмоционально меньше тратятся, они более устойчивы. Мы себя как-то лучше сохраняем. А собаки – они отдают человеку все! В этом смысле на людей похожи больше кошки. Кошка никогда не будет лишнего отдавать, она, наоборот, еще себе приберет что-нибудь. Она, если не готова дальше работать, просто говорит: «Все, спасибо большое, я пошла». Собака не может себе этого позволить, надо работать – она работает. Даже из последних сил. Даже если уже не может, она все равно будет работать, если хозяин требует. Поэтому иногда собачек после сеанса мы выносим на ручках, привозим домой «тряпочку» вместо собачки.

НГ: Любовь, спасибо Вам большое, было очень интересно!

ЛВ: Спасибо вашей челябинской команде, у нее большое будущее. Так что приглашайте!

PS: Скажем прямо, на встрече мы поняли, что канистерапия будет полезна не только больным и здоровым детям, но и взрослым, в частности библиотекарям, у которых случается профессиональное выгорание.

 

Ближайшая встреча с участием кинологов и собак в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина будет 24 апреля в 19:00 на Библионочи – интерактивная программа «Гав! и полетели» представит невероятные приключения Белки и Стрелки.

 

Наталья Гаврилова