В библиотеке №20 «Новосинеглазовская» начала свою работу творческая литературная лаборатория «В помощь учебному процессу». Библиотекари представили вниманию учеников 5 класса школы №145 урок-размышление на тему «Сколько нас, нерусских, у России» по одноименному стихотворению нашего земляка М.Д.Львова и произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Ребятам предложили в ходе урока проанализировать произведения и ответить на вопросы:

Когда между людьми возможна дружба и когда её не может быть?

Зависит ли дружба от возраста или от национальности?

Как необходимо относится к людям другой национальности?

Что мешает людям жить в мире и дружбе?

Что помогает преодолеть национальную вражду?

В ходе урока была составлена сравнительная таблица характеристик русского и татарского народа по рассказу «Кавказский пленник» и его главным героям – Дине, Жилину, Костылину, Абдул-Мурату и старику-хадже. Результатом сравнения стал вывод, что плохое и хорошее есть в каждом народе, и что по национальному признаку нельзя судить о человеке.

Многие писатели и поэты задумывались и писали о дружбе, один из них наш земляк Михаил Давыдович Львов. Библиотекари познакомили учеников с биографией Михаила Давыдовича Львова (имя при рождении – Рафкат Давлетович Габитов). Ребята прочли его стихотворение «Сколько нас, нерусских, у России». Поэт понимал, как многонациональна Россия, как многонационален Урал. Стихи Михаила Львова полны уважения к другим народам, о чем свидетельствуют его строки:

Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских и других кровей,
Имена носящих непростые,
Но простых российских сыновей!

Ребята размышляли над тем, как бы они назвали стихотворение «Сколько нас не русских у России», рассказ «Кавказский пленник» и чтобы они сказали Дине, если бы встретили ее. Ребята написали письма Дине, вот выдержки из некоторых: «Дина, как ты решилась на такой поступок? Ты такая молодец! Я бы, наверное, не решилась на такое! Ты очень смелая и решительная, я горжусь, что в мире есть такие люди», «Дина, ты смелая. Я бы так не смог», «Дина, ты молодец, что не побоялась своих родных и спасла Жилина».

Прошло много лет со дня той кавказской войны, многое изменилось за это время, но люди остались прежними: они хотят растить детей в мире, любить свой дом и уважать родителей, соблюдать свои обычаи, поэтому отношения в мире должны основываться на законах взаимоуважения культур разных народов.

Сегодня, когда во всем мире пытаются развязывать войны и сталкивать людей по национальному и религиозному признаку, можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник» и стихотворении М.Д.Львова «Сколько нас, нерусских, у России».

29 января для шестиклассников школы №145 библиотекари провели литературный брейн-ринг по «Сказу о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н.С.Лескова, который состоял из 10 раундов.

В раунде «Портреты» участники должны были по описанию отгадать литературные портреты императора Александра Павловича, атамана Платова, Левши.

В «авторском» раунде ребята отвечали на вопросы по творчеству и биографии Н.Лескова. Оживление вызвал раунд «Литературное казино», где, просмотрев отрывки из мультфильма «Левша», игроки должны были ответить на вопросы, предварительно сделав ставки на имеющиеся очки.

В раундах «Географический» и «Гурман» – вспоминали соответственно географические названия сказа и названия блюд и продуктов.

Раунды «Инкогнито», «Сколько?» и «Словарная работа» позволили ребятам вспомнить еще раз интересные и забавные моменты замечательного произведения Н.С.Лескова «Левша».

В феврале учащихся пятого и шестого класса в рамках литературной творческой лаборатории ждут поэтический батл по творчеству Л. Татьяничевой и читательская конференция по произведению А.Алексина «Безумная Евдокия».

1 2

Елена Дьячкова

© 2016 - 2020 МКУК ЦБС города Челябинска