ico

11 марта в Пушкинском зале Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика» по городу Челябинску, инициатором которого выступает МАУДО «Дворец пионеров и школьников».

Цель конкурса – пропаганда классической литературы, величия русской культуры, богатства русского языка, а также поддержка и стимулирование талантливых детей.

Организаторы события обращают внимание молодежи на вдумчивое прочтение классиков отечественной и зарубежной литературы, расширяющих внеклассный диапазон чтения, способствующий повышению культурно образовательного уровня подрастающего поколения.

В конкурсе приняли участие школьники разных возрастов из 22-х образовательных учреждений Челябинска.

Согласно условиям конкурса, исполнители должны были представить законченный фрагмент прозаического литературного произведения. В любом соревновании побеждает человек, за плечами которого стоит труд, а ему всегда предшествует подготовительный этап. В связи с этим жюри отметило несколько моментов.

Во-первых, проблема выбора текста.

Многим книгам, конечно, все возрасты покорны. Но для конкурса важно подобрать текст соответственно возрасту, а это большая совместная работа педагога и ученика. Большинство конкурсантов с этим справились.

Читать приходилось не весь текст. Необходимо было сократить его так, чтобы смысл выбранного сохранился.

Многие участники взяли для чтения классику прошлых столетий. Она погружает нас в другое время. Это хороший способ узнать, как жили и что чувствовали люди сто, двести и более лет назад (на произведениях Шекспира, Лермонтова). Но здесь потребовался опыт прежде всего педагога. Например, «Гамлет» – это определенный период истории, значит, надо ознакомиться с этой историей. И текст станет школьнику ближе, понятнее и интереснее. Только тогда получится прочитать его вслух с верными эмоциональными и психологическими нюансами.

Отрадно, что многие произведения для конкурса были отобраны после кропотливого поиска, видно, что со стороны педагогов была сделана установка на понимание текста, на детальный анализ прочитанного. Очень уместно были использованы различные приемы, которые помогли вникнуть в суть авторского текста, например, уместная, умеренная жестикуляция, а также выразительность интонации.

Особенно удачными были выступления чтецов, которые соотнесли прочитанное со своим опытом, провели параллель между героями и собой.

Язык классической литературы красивый и правильный. Но современному школьнику читать его порою сложно. Поэтому действенным путем пошли те конкурсанты, которые взяли тексты попроще, но сумели вжиться в судьбу героев. Отсюда наблюдалось и проявление актерских талантов, и точность акцентов. Порой создавалось впечатление, что на сцене единственный в этом жанре актер.

Хорошо бы при подготовке следовать правилу: если у автора написано «смеялся» – смейтесь, написано «кричал» – кричите. Некоторым конкурсантам пришлось снижать оценку из-за речевых ошибок, монотонности или, напротив, слишком быстрого и нечеткого чтения.

Заметим, что в ходе конкурса было очевидно, какие произведения дети выбрали сами, а какие им рекомендовали педагоги или родители. Следует учитывать мнение ребенка, их интуиция зачастую подсказывает правильный выбор.

И еще одно замечание: организаторы ожидали, что в Год памяти и славы многие конкурсанты будут читать отрывки из произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Тем более, что советская классическая литература дала целый пласт великолепных книг на эту тему. Например, так называемая «лейтенантская проза» 70-х годов XX века. К сожалению, тема войны и Победы была представлена очень слабо. И по количеству читающих, и по качеству выбранного материала, и по исполнению.

Напомним, что в конце 2019 года проходила акция «Неделя «Живой классики» в библиотеке», устроенная организаторами как раз для того, чтобы помочь подросткам сориентироваться в море классических произведений, выбрать то, что наиболее им близко, то, что задевает их душу.

В связи с вышесказанным, хочется обратиться к педагогам и родителям: пожалуйста, учтите на будущее возможности библиотеки в подборе материала для чтения и никогда не отказывайтесь от помощи специалистов. Сотрудники библиотеки приглашают на творческие семинары ведущих актеров и педагогов театральных факультетов, способных дать полезные мастер-классы художественного чтения. Обидно, когда видишь, что прекрасный потенциал конкурсанта пропадает из-за неудачно выбранного текста.

Подводя итоги конкурса, организаторы подчеркнули достаточно высокую подготовку чтецов, и то, что выбор финалистов на региональный этап был очень непростым.

Лучшими в Челябинской «Живой классике» признаны:

  1. Белова Виктория, МАОУ «Лицей №102 г. Челябинска»
  2. Горячева Виктория, МАОУ «СОШ №84 г. Челябинска»
  3. Закирова Дарья, МБОУ «СОШ №19 г. Челябинска»
  4. Чичиланова Валерия, МБОУ «СОШ №121 г. Челябинска
  5. Логинова Майя, МБОУ «СОШ №121 г. Челябинска
  6. Березин Денис, МАОУ «Гимназия №26 г. Челябинска»
  7. Коробейников Александр, МБОУ «СОШ №116 г. Челябинска»
  8. Черноглазова Виктория, МБОУ СОШ №105 г. Челябинска»
  9. Морозов Влад, МБОУ СОШ №105 г. Челябинска»
  10. Ребяков Петр, МБОУ «Гимназия №48 г. Челябинска»

Приглашаем победителей и их группы поддержки 16 марта (понедельник) в 15:00 в Пушкинский зал на церемонию награждения.

Заключительный региональный этап Всероссийского конкурса «Живая классика» по Челябинской области пройдет 18 и 19 марта, также в Пушкинском зале Центральной библиотеки.

Мы ждем всех участников с отличным позитивным, творческим настроем на победу.

1 2 3

Ольга Солодовникова

© 2016 - 2020 МКУК ЦБС города Челябинска