ico

Все мы читали повесть «Капитанская дочка» в школе – повесть о чести, совести и настоящей любви, однако, далеко не для всех она в школьной программе позиционировалась еще и как произведение о семье и семейных ценностях.

Свою увлекательнейшую лекцию Дмитрий Александрович Богач, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ЮУрГГПУ предварил небольшим экскурсом в биографию Пушкина, напомнив собравшимся о том, сколь важно для поэта было понятие чести и о том, что с крепкой, дружной семьей у Александра Сергеевича не сложилось. В зрелые годы Пушкина особо сильно волновала проблема семейных ценностей и написанная им повесть «Капитанская дочка» стала кульминацией его размышлений о данной проблеме.

В повести перед читателем представлены герои, воспитанные в крепких, счастливых семьях. С первых же строк мы узнаем о семье Петруши Гринева, как родители давали ему свободу и хорошее, домашнее образование, они позаботились и о том, чтобы он не вырос петербургским повесой, отправляя его на службу в дальний уезд. О высокоморальном облике Петруши, воспитанном не иначе, как в семье, мы можем судить по тому, как он сразу же по приезду защищает малознакомую ему девушку, Машу Миронову, от нападок Швабрина, как в будущем он делает ей предложение и как ведет себя в общении с Емельяном Пугачевым.

Маша Миронова также была воспитана в хорошей семье, взрастившей в ней твердый характер и строгие понятия о чести и совести. Об этом можно судить по тому, как она отказала в замужестве Швабрину, несмотря на то, что тот был богат, а сама она была бесприданницей, как отказала она и Петруше, хоть и любила его, не получив благословения на свадьбу от его родителей.

Лектор неоднократно подчеркивал, что на фоне «бессмысленного и беспощадного» русского бунта, в которой не было положительных персонажей, Пушкин выдумал таких героев, с которых читатель смог бы взять пример понятия о высокой морали, чести, совести и семейных ценностях.

По прошествии лекции у собравшихся возникло множество вопросов. Не обошли стороной тему об исторических фигурах в произведении: Емельяне Пугачеве и императрице Екатерине II. Дмитрий Александрович напомнил о том, что Пушкин отказался от изначальной идеи исторического романа о Пугачевском бунте, ради создания героев, обладающих положительными чертами и счастливой судьбой, которых в реальной истории бунта было не найти. Вспомнили и о самом Пугачевском бунте – зрители охотно делились своими знаниями о его основных событиях и участниках, связи его с Уралом и о тех исторических местах, где им самим довелось побывать.

Таким образом, лекция о семейных ценностях породила увлекательное обсуждение всех аспектов повести, зрители долго не расходились, продолжая делиться своими взглядами и рассуждениями на тему.

А желающих посетить следующую встречу, на которой собравшиеся вспомнят биографию Анны Петровны Керн, «чудного мгновения» в жизни Пушкина, которой в феврале 2020 года исполняется 220 лет, а также послушают интереснейшую иллюстрированную лекцию учителя истории Татьяны Викторовны Шармановой об образе Юродивого в трагедии Пушкина «Борис Годунов» ждем 8 февраля в 13:00 в Пушкинском зале библиотеки.

1

Ольга Сустретова

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска