ico

Центральная библиотека имени А.С.Пушкина в год 220-летия А. С. Пушкина и 70-летия присвоения библиотеке имени великого поэта открыла Пушкинские сезоны, которые продлятся до 19 октября, Дня лицея.

Открытые малые литературные чтения

7 февраля в Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина состоялись Открытые малые литературные чтения «Он – наш поэт, Он – наша слава», посвященные Дню памяти гения русской словесности Александру Сергеевичу Пушкину.

Несмотря на установившиеся в Челябинске морозы, в «гости к Пушкину» собралось немало гостей – учащиеся школ № 129, 41, гимназии №63, лицея №142, физико-математического лицея №31, Образовательного центра №4, Образовательного центра «Креатив», студенты Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А. В. Яковлева.

Во всех залах библиотеки к открытию проекта Пушкинские сезоны подготовили специальные экспозиции «Ровесник любому поколению. Пушкину 220!», «Пушкин в редких книгах», «Размышления над пушкинской строкой», на которых представлены биографические материалы, факсимиле автографов поэта, художественные альбомы и издания сочинений поэта разных лет.

Началась встреча с интерактивного знакомства с Центральной библиотекой им. А. С. Пушкина. Гости совершили экскурсии по выставке – вернисажу «И божество, и вдохновенье…», рассказывая детям о воплощении творчества Пушкина в разных видах искусства: Пушкин и музыка, Пушкин и театр, Пушкин в изобразительном искусстве.

Более двадцати юных исполнителей проникновенно читали стихи и отрывки из больших произведений, разыгрывали сценки из сказок А.С. Пушкина. Ни одно произведение поэта не было повторено чтецами, каждый нашел близкие только ему пушкинские строки. Все ребята получили заслуженные дипломы участников Пушкинских чтений. Библиотекари отметили отличную работу педагогов учебных заведений по литературе и художественному слову в подготовке учащихся непосредственно с литературным наследием поэта.

Педагог и руководитель студии художественного слова «Радуга» МБОУ «Лицей №142» Ирина Ивановна Шишко, оценивая литературный форум детей сказала: «Пушкинские чтения показали, что даже спустя два столетия после смерти великого русского поэта, созданное им остается актуальным, а Пушкин является современником молодых людей XXI века. Ребята пытаются по-своему понять Пушкина, как явление русской жизни, высказать своё понимание и любовь к нему, а библиотека радушно принимает у себя своих друзей – юных почитателей творчества Александра Сергеевича Пушкина».

1

Лекция «Наше все» на просторах российского интернета: занимательная мемология и русская классика» в Пушкинском обществе

9 февраля, накануне дня памяти Пушкина состоялось очередное заседание Пушкинского общества «В памяти народной, ты не умрешь, возлюбленный поэт». Встреча включала в себя большую, познавательную и весьма обсуждаемую собравшимися лекцию «Наше все» на просторах российского интернета: занимательная мемология и русская классика», которую для собравшихся представил Илья Гуль, студент консерваторского факультета Челябинского государственного института культуры, под руководством Елены Александровны Селютиной, доцента кафедры литературы и русского языка ЧГИК.

Открылась лекция с рассмотрения вопроса, что такое мем, на котором и строилось все дальнейшее рассмотрение темы. Мем – смысловая единица подражания в социуме, способ передачи информации, а также объект, который передается по сетям общения и, в то же время, концентрация культурного опыта, выраженная в краткой форме. На одном из первых слайдов, открывающих презентацию, были представлены так называемые «стикеры» (изображения, предназначенные для размещения в социальных сетях, блогах, форумах), которые социальная сеть ВКонтакте совместно с Министерством культуры Российской федерации запустила в 2017 году. Они носят название #ПушкинНашеВсе и представляют собой картинки и краткие текстовые записи, основанные как на произведениях Пушкина, так и на его жизни.

Является ли подобное культурное явление низвержением классической литературы с пьедестала или же, напротив, продлевает ей жизнь? Отвечая на этот вопрос, Илья показал некоторые мемы, касающиеся Пушкина и Гоголя, творчества и событий из их биографии, а также разбор трилогии фильмов «Гоголь», вышедшей на экраны в последние несколько лет.

Зачем же нужна подобная рецепция – то есть заимствование и преобразование социологических форм (в данном случае - русской классики) в подобного рода мемы? По мнению выступающего, причиной всего является процесс адаптации массовой культуры к среде, существование конфликта между старыми и новыми источниками информации и способами их донесения до потенциального читателя.

Консенсусом между старым и новым восприятием литературы и служат мемы: в легкой и доступной, порой юмористической форме, доносящие до современного поколения важный посыл необходимости приобщения к классике. По окончании выступления слушателями, являющимися представителями, преимущественно, старшего поколения, было задано множество вопросов, а также дана масса замечаний и комментариев.

Владимир Владиславович Бессонов вместе с остальными слушателями поднял важный вопрос о «клиповом» и даже «мемовом» типе сознания современной молодежи. Зрителями обсуждалась трансформация современной культуры в сторону упрощения и ориентирование интернет-культуры, в основном, на молодых пользователей и даже детей. Поддержал вопрос о связи современной культуры с рассматриваемой темой и Герман Васильевич Надеждин. Людмила Михайловна Бочкова поинтересовалась у выступающего: «Так что же такое мем? Можно ли считать его только шуткой, сатирой, пародией?». «Несомненно, преимущественное большинство интернет-мемов имеют юмористическое содержание, – ответил Илья Гуль. – Однако не стоит сводить понимание мемов только лишь к тому, что это сатирическая картинка. Понятие мема куда шире, и включает в себя любую идею, символ, манеру или образ действия, сознательно или неосознанно передаваемые от человека к человеку, посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т.д.».

Выводы в результате активного обсуждения темы у аудитории оказались неоднозначными, однако, равнодушным к вопросу не остался никто. Пушкин и Гоголь по-прежнему являются трендовыми фигурами, перешедшими со страниц школьных учебников в интернет-среду, но не утратившими в ней своей ценности как носителей русской культуры.

Современная форма передачи русской классики и русской культуры сложна и далеко не всеми воспринимается положительно, однако, и такая форма несет важнейшую задачу: передачу литературы из поколения в поколения. Мемы – хоть и являются необычной и непривычной формой передачи информации, являются трендовыми, потому что позволяют донести информацию до пользователя быстро и в доступной форме, они побуждают современную молодежь активнее знакомиться с русской классикой и биографиями известных писателей.

В год 220-летия А. С. Пушкина Центральная библиотека им.А.С.Пушкина не останавливается на достигнутом, в течение юбилейного года пройдет немало Пушкинских мероприятий, которые откроют для каждого множество новых граней в творчестве великого гения русской литературы.

2 1 2 2

Ольга Солодовникова,
Ольга Сустретова

© 2016 - 2017 МКУК ЦБС города Челябинска