Виктор Петрович Астафьев: жизнь и судьба (1924-2001)
13 ноября 2023 в 11:53

«Я пришел в мир добрый… и я любил его безмерно.
А ухожу из мира злого, порочного…»

В. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – советский писатель, драматург, сценарист. Член Союза писателей СССР, Герой Социалистического труда, участник Великой Отечественной войны, лауреат многих Государственный премий.

Родился Виктор Астафьев в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края, в ночь на 2 мая 1924 года. Сибирская земя особенная – рождает на свет таланты особой мощи. Поэтому Виктор Петрович Астафьев был «обречен» стать творцом. Он мог стать художником и запечатлевать на полотнах завораживающие красоты Сибири, мог стать музыкантом: у него был хороший слух; мог подарить людям много лирических стихов, но чуткая от природы душа мальчика, а главное – открытое всему миру трепетное сердце – сделало из него писателя-прозаика. Конечно, не только место рождения определило судьбу Виктора Астафьева, а те жизненные передряги, которые пришлось ему пройти, те беды, которые свалились на его детскую голову, скитания и метания – все это оказало влияние на его зреющий талант.

Виктор Астафьев с родителями, 1931 г.

Его родители, отец Петр Павлович и мать Лидия Ильинична, работали на мельнице, которая когда-то принадлежала деду Виктора Астафьева. Когда мальчику было семь лет, его отца осудили за вредительство и порчу социалистического имущества – Петр Павлович по недосмотру устроил аварию на мельнице. Как врага народа его отправили в Карелию строить Беломорканал. Эта ссылка повлекла за собой трагическую смерть матери. Отправляясь на очередное свидание с мужем, лодка, на которой она плыла, перевернулась, и Лидия Ильинична утонула. Памяти матери Виктор Астафьев посвятит повесть «Перевал», а позднее, став уже известным писателем, он скажет с горькой сыновней любовью: «И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь…».

Воспитывался маленький Витя в семье дедушки и бабушки, Ильи Ефграфовича и Екатерины Петровны Потылицыных, которые своим вниманием и заботой скрашивали его сиротское детство. Уже в раннем возрасте мальчик сочинял разные истории, за что бабушка называла его «врушей». Астафьев говорил, что бабушка была ему «и отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня!» О тех годах писатель всегда вспоминал с особой теплотой, как о самом счастливом отрезке своей жизни. Позже в автобиографичной повести «Последний поклон» Виктор Петрович описал свое детство, проведенное в доме бабушки.

Виктор Астафьев в детстве

Судьба Астафьева схожа с судьбами его сверстников. В 30-е годы, омраченные голодом, репрессиями, многие дети становились сиротами. Витя Астафьев оказался сиротой при живом отце: тот, вернувшись из заключения, вновь женился и совершенно не интересовался старшим сыном, впрочем, как и остальными детьми. С мачехой у Виктора не сложилось хороших отношений. Он часто сбегал из дома, бродяжничал. И вскоре оказался в Игарском детском доме.

В детском доме. Слева направо: Виктор Астафьев, Виктор Достовалов, Никтолай Березин; Игарка, 1941 г.

Жизнь в детском доме не была легкой. И, наверное, лишь тот крепкий внутренний стержень, что был заложен в родной деревне близкими людьми, помог ему выстоять и не сломаться под тяжестью обрушившихся на него обстоятельств. Единственной радостью и поддержкой для него были книги, которые подросток читал запоем. Именно в детском доме Виктор Астафьев встретил людей, которые оказали значительное влияние на формирование его личности. Это директор детского дома Василий Иванович Соколов, который заставил Астафьева поверить в себя и свое высокое предназначение. И, конечно, учитель русского языка и литературы Игнатий Дмитриевич Рождественский, который пробудил в будущем писателе любовь к русскому слову и страстную жажду творчества. Игнатий Рождественский, сибирский поэт и педагог, заметил и по достоинству оценил первые литературные опыты Виктора Астафьева. Виктор Петрович вспоминал, как однажды учитель литературы предложил написать пятиклассникам о том, как прошло лето. Астафьев написал о случае в тайге, когда он заблудился и провел в лесу несколько дней. Сочинение было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя Виктор Петрович вспомнил о нем, и получилось «Васюткино озеро» – первый рассказ для детей. Рождественскому позднее Астафьев посвятил много благодарных страниц и подарил первую свою книгу с автографом.

Виктор Астафьев среди учащихся железнодорожного училища, 1942 г.

В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и он поступил в школу фабрично-заводского обучения на составителя поездов. По ее окончании работал сцепщиком поездов и некоторое время даже занимал ответственный пост дежурного по вокзалу.

Но мирная спокойная жизнь и самые дерзкие мечты – все рухнуло в один миг. Война! Она во многом определила судьбы поколения Виктора Астафьева. Война осталась главным «водоразделом» в его жизни: до войны и после войны… Виктор Астафьев, работая на железной дороге, имел бронь, но однажды он на станции увидел умерших от голода эвакуированных и записался добровольцем на фронт. «Всегда думал, что война – это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как – везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается», – писал Астафьев в повести «Где-то гремит война».

Небольшая фотокарточка военных лет… На ней Виктор Астафьев – коротко остриженный, прямой, открытый взгляд, а на солдатской гимнастерке – орден Красной Звезды, медаль, гвардейский значок. И нашивки за ранения.

В первых боях он участвовал уже в конце 1942 года. На войне Виктор Петрович освоил разные специальности: разведчик, водитель и связист. Он воевал на Первом Украинском фронте, принимал участие в Корсунь-Шевченковской операции, форсировал Днепр, наступал под Каменцем-Подольским, освобождал Польшу. Виктор Астафьев награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Осенью 1944 года для Астафьева война закончилась – он был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. Там он встретил свою будущую жену — медсестру Марию Корякину. Впоследствии она стала редактором, читателем и наборщиком его произведений. Несмотря на то, что Мария Корякина всегда была для Астафьева и машинисткой, и секретарем, и примерной домохозяйкой, на ее счету и 14 собственных книг…

Виктор Петрович Астафьев и его жена Мария Семёновна, 1946 г.

Мирную жизнь будущий писатель начал на Урале, в Чусовом. В послевоенную жизнь он входил очень трудно. «Бывали в первые послевоенные годы такие дни, когда я жалел о том, что меня не убили на фронте», – вспоминал писатель. Он вновь и вновь возвращался мыслями к своей юности, которую провел на войне.

Виктор Петрович очень хотел поделиться накопленными впечатлениями, рассказать о пережитом. На себе испытав все тяготы войны, Виктор Астафьев имел полное право рассказать о ней, но долгое время откладывал этот тяжелый разговор с читателем, «боясь ненужных, неумелых слов». Он считал себя недостаточно подготовленным для литературной работы, ведь образования у него было всего шесть классов, да и писал он с ошибками.

Мечтая о литературном поприще, Виктор Петрович вернулся на железную дорогу. Но работать сцепщиком поездов уже не мог. Из-за тяжелого ранения он лишился зрения на один глаз. Будущий писатель сменил несколько профессий: был он и литейщиком, и слесарем, и подсобным рабочим, и кладовщиком. Но ранения давали о себе знать – тяжелая работа была ему противопоказана. Виктор Петрович устроился вахтером в колбасный цех. Работа была неинтересная, скучная. Единственное, что на тот момент приносило Астафьеву удовольствие – это посещение литературного кружка при местной газете «Чусовской рабочий». Однажды на заседании кружка местный писатель прочитал свой рассказ о летчике, который «сбивал и таранил фрицев как коршун». История была, по мнению Астафьева, совершенно нереалистичная – сплошная фальшь и приукрашивание войны. Его негодованию не было предела. Тогда обиженный автор предложил Астафьеву написать правдоподобное произведение о войне. В ту же ночь, сидя на вахте в подвале колбасной фабрики, прямо на страницах вахтового журнала Виктор Петрович написал рассказ «Гражданский человек», позднее названный «Сибиряк», о судьбе погибшего боевого друга.

Виктор Петрович Астафьев с коллегами по газете «Чусовской рабочий», 1950-е годы

Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в городской газете «Чусовской рабочий». Дебют начинающего 27-летнего прозаика оказался успешным. Астафьев стал сотрудником местной газеты «Чусовской рабочий», для которой писал репортажи и статьи. У Виктора Петровича начался новый, очень напряженный и сложный отрезок жизни: днем – работа в газете, а ночью, когда уснут дети, он писал рассказы. Вскоре стало понятно, что в литературу пришел писатель большого жизненного опыта и щедрого таланта. В 1953 году вышла его первая книга «До следующей весны». В 1955 году писатель издал сборник рассказов для детей «Огоньки», который понравился читателям. В то же время сам Астафьев по-прежнему стремился писать более серьезную прозу. Тема военного патриотизма и описание деревенского быта стали ведущими темами творчества Астафьева.

В 1957 году писатель создает цикл рассказов о собственном детстве, составивших впоследствии книгу «Последний поклон». Астафьев становится известным, его печатают в центральных журналах и издательствах.

1958 год стал для писателя очень удачным – вышел его роман «Тают снега», посвященный трудному восстановлению сельского хозяйства в послевоенном СССР на примере одной из уральских глубинок, и за активную литературную деятельность Астафьева приняли в Союз писателей СССР. В конце 1950-х годов увидели свет повести «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад». В последней повести опять возвращается писатель к теме войны. «Тема войны для меня – святая тема, и хочется, чтобы писалось трепетно, с болью и святым уважением к тем людям, с которыми я воевал, и которых приходилось хоронить вдоль долгих дорог войны», – писал Виктор Астафьев.

В дальнейшем своем творчестве, и не только в произведениях на военную тему, Виктор Астафьев будет прочно опираться на пережитое, на свой личный жизненный опыт. Его произведениями зачитывалась вся страна. Известный критик Александр Макаров уже тогда говорил о признании Астафьева как писателя и очень точно обозначил основные творческие устремления тогда еще молодого художника: «…размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере… по натуре своей он моралист и поэт человечности».

Но Виктор Петрович чувствовал нехватку хорошего образования. Желая повысить культурный уровень, Астафьев начал усиленно учиться, самостоятельно постигая тонкости русского языка. В 1959 году он поступил на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького. В столице Виктор Петрович попал в новую, непривычную культурную среду. Он посещал выставки, концертные залы, театры, общался с коллегами по цеху – «все-все способствовало духовному просветлению и нравственному усовершенствованию», – как говорил сам писатель.

Виктор Астафьев с женой и детьми

Закончив обучение, в 1962 году Виктор Астафьев с семьей переехал в Пермь. Его друг, главный редактор «Пермского книжного издательства» Борис Назаровский, помог писателю купить небольшой дом в уральской деревне Быковка. Сам Астафьев так говорил об этом месте: «В Быковке не было никаких условий, кроме главного – там мне всегда хорошо работалось». 60-е годы были очень плодотворными для писателя. Астафьевым была дописана повесть «Кража».

В 1965 году началась работа над «Затесями» – лирическими миниатюрами, в которых Астафьев описывал важные моменты своей жизни, интересные мысли, дорожные впечатления. Они печатались в центральных и периферийных журналах, а в 1972 году «Затеси» вышли отдельной книгой в издательстве «Советский писатель».

Из-под пера Астафьева появляются новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах «Последний поклон»: «Зорькина песня», «Гуси в полынье», «Запах сена», «Деревья растут для всех», «Осенние грусти и радости» и т.д. Выросший рядом с уникальной природой, Астафьев чувствовал и изображал её с мастерством художника. Природа и человек – еще одна вечная тема, которая владеет Астафьевым с чуть ли не с первых шагов его творческой жизни. Всякий раз, читая его повести о природе, снова и снова поражаешься таланту Астафьева: он словно с головой окунает читателя в мир своих восприятий и ощущений. Несколько строк – и ты уже вдыхаешь ароматы леса и трав, чувствуешь запахи костра и ухи, дрожишь от утренних туманов и радуешься песне ранней птахи.

В 1967 году Виктор Петрович написал повесть, замысел которой задумал еще в 1954 году – «Пастух и пастушка. Современная пастораль» – «любимое свое детище». Повесть была написана за три дня. «Совершенно обалделый и счастливый» Астафьев создал «черновик в сто двадцать страниц», а затем писатель лишь шлифовал текст. Но повесть была опубликована в журнале «Наш современник» только в 1971 году, и то многие фрагменты были вырезаны цензурой. В оригинале повесть вышла в 1989 году. Эта повесть о любви на войне. В этом аду, когда, казалось бы, дни и ночи сливаются в кошмарный сон, вдруг встречаются двое и возникает любовь, мимолетная как вспышка, светлая пастораль…

В 1969 году Виктор Астафьев переезжает в Вологду, которая снискала к тому времени славу одного из главных литературных центров нашей страны. С «вологодской школой» связаны имена Николая Рубцова, Василия Белова, Ольги Фокиной. Астафьев сразу вписался в эту «школу». В Вологде Астафьев пробует себя в драматургии – им написаны пьесы «Прости меня» и «Черемуха».

23 декабря 1975 года Виктор Астафьев получил Государственную премию СССР за повести «Кража», «Последний поклон», «Перевал» и «Пастух и пастушка».

В 1977 году была опубликована повесть «Царь-рыба», которая стала визитной карточкой писателя и прославила его на весь мир. Автор показал жизнь современной сибирской деревни, описал ее с самой нежной любовью и самым горьким негодованием. Когда ничего не говорили об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев в этой повести кричал о беде. Он говорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности, о людях, которые знают и ценят природу и мирно уживаются с ней.

Эта книга давалась ему так тяжело, что подорвала его здоровье. Еще бы – ведь цензурой были удалены некоторые главы повести. По этой ли причине или нет, но автор эту повесть не очень любил. Невероятно, но говоря об Астафьеве, именно эта книга вспоминается читателями в первую очередь. В 1978 году за повествование в рассказах «Царь-рыба» Виктор Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В конце 70-х и начале 80-х Виктор Петрович вернулся в Красноярский край. Зимой он жил в городе, а как только теплело, отправлялся в родную Овсянку, где продолжал трудиться. Начинается новый плодотворный период его творчества. Однако его отношение ко многим событиям постепенно менялось. В январе 1986 года в журнале «Октябрь» опубликовали книгу Астафьева «Печальный детектив». Если раньше Виктор Петрович воспевал деревню, то в этом произведении показал ее неприглядные стороны. Астафьева упрекали за мрачность романа: в «Печальном детективе» автор показал бюрократию и преступность начала 1980-х годов.

Тема войны по-прежнему остается ключевой для Астафьева. «Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, стало благоразумнее». Он вновь и вновь возвращался к пережитому. Его глубокая, «чёрная» окопная проза, неприязнь к тыловикам, знание того, как тяжело приходится рядовому и в военной, и в мирной жизни, – это постоянный возврат к тому, через что ему самому пришлось пройти.

Виктор Петрович получал много писем от фронтовиков. Они благодарили Астафьева за то, что он «впервые повествовал о войне от имени простого солдата», и за защиту «окопной правды». Многие фронтовики рассказывали о своей судьбе. Сетовали на то, что война очень приукрашена, особенно роль женщины на войне. Какие «танцы, выглаженные гимнастёрки, начищенные сапоги, когда за радость было помыться раз в месяц». Многие благодарили Виктора Петровича за то, что он вступился за военных девушек-связисток, которые порой годами не выходили из землянок наверх, чтобы не поймать пулю. И просили Виктора Петровича написать настоящую книгу о войне. Просьба не затягивать с настоящей книгой была почти в каждом письме. Фронтовики были уверены, что только Астафьев сможет написать о войне правду.

О том, что писатель уже давно задумывает написать о войне, видно из его писем. Но не о той войне, которую мы привыкли видеть. «Много мне нужно рассказать о войне, о мною увиденной войне, и как это сделать, с какой стороны на войну зайти, надо подумать, время нужно и пространство», – пишет Астафьев. Он долгие годы не решался взяться за роман, готовился к своей главной книге, в которой хотел без пафоса, без напускного героизма показать работу русского солдата. Он шел к этой книге и боялся взяться за нее, потому что не знал, переживет ли вновь ад войны, пусть даже в памяти и воображении. Письма ветеранов помогли Виктору Петровичу создать настоящий роман о войне «Прокляты и убиты».

Роман «Прокляты и убиты» – одна из сильнейших вещей, которые когда-либо были написаны о войне. Литературный критик Валентин Курбатов заметил, что «Прокляты и убиты» – это «самая мучительная в русской литературе книга».

Автор обнажил такие факты, о которых не принято было говорить. Он писал о той войне, которую видел и в которой участвовал. Писал про то, в каких чудовищных условиях приходилось существовать новобранцам, которые ещё и до фронта-то не дошли – сидели в учебных лагерях. Как эти мальчишки мучились там от болезней и голода, заедаемые вшами и крысами, обворованные своими же однополчанами-урками. Это горькая правда о страданиях солдат-штрафников, жертв бессмысленной жестокости советской репрессивной системы.

Первая часть романа вышла в 1992 году, вторая – в 1994. Третью часть прозаик так и не успел завершить.

Читатели и критики на книгу отреагировали неординарно. Некоторые высказывали свои критические замечания, некоторые удивлялись смелости Астафьева, и все были поражены правдой, отраженной на страницах этого произведения.

Писатель признавался, что этот роман отнял у него слишком много сил. «Устал я, душевно устал, надсадился с литературой, поэтому гоню со двора интервьюеров всяких и газетчиков, и всякий любопытствующий народ. Одиночества и тишины хочется, устал я от гнетущей памяти о войне, от ожидания чего-то вечного, еще более худого», – писал Виктор Астафьев. В 1995 году за первые две части романа «Прокляты и убиты» Астафьеву вручили еще одну Государственную премию.

Писатель не ушел от военной темы: в 1990-х годах он создал повести «Обертон», «Так хочется жить» и «Веселый солдат», продолжил писать роман «Прокляты и убиты». В 1997–1998 годах в Красноярске выпустили 15-томное собрание сочинений Астафьева с комментариями автора. В 1999-м писателя наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Виктор Петрович продолжал работать до последнего дня. Из-под его пера вышли новые «Затеси», военные рассказы. Они опубликованы в 2000 году в книге «Пролетный гусь», которая оказалась последней в жизни писателя.

29 ноября 2001 года Виктора Астафьева не стало. Писателя похоронили на деревенском кладбище недалеко от его родной Овсянки.

Фото 19 Президент В.В. Путин возлагает цветы на могилу автора, февраль 2004 г

Незадолго до смерти Астафьев написал эпитафию с пометкой: «От Виктора Петровича Астафьева. Жене. Детям. Внукам – прочесть после моей смерти. Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощание».

А нам сегодня есть, что сказать писателю, который в завещании своём попросил: «И ради Бога, заклинаю вас, не вздумайте что-либо переименовывать, прежде всего, родное село. Пусть имя моё живёт в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут оставаться в памяти людей. Желаю вам лучшей доли. Ради этого мы жили, работали и страдали».

Виктор Астафьев – не только замечательный писатель, который не боялся писать на грани цензуры, касаясь в своем творчестве запретных тем. Он не боялся говорить правду. Прочитайте публицистику и письма Виктора Астафьева. Это наименее исследованная часть творческой жизни Астафьева и – самая яркая, точная оценка его как человека. Он писал директорам заводов, президенту, партсекретарям и художникам, отвечал заключённым и школярам, детдомовцам и избирателям…

Многому учат книги Виктора Астафьева, писателя, дороги жизни которого пролегли по странам освобожденной Европы, исколесившего Сибирь, Урал, российский Север. Они учат мужеству, любви к Родине, нежности по отношению к природе и красивейшему ее созданию – человеку.

Нам сегодня так не хватает искренности и жажды справедливости. А этого и в самом Астафьеве, и в его книгах с лихвой. Если устанете от фальши времени, обратитесь к его прозе. Виктор Петрович безмерно любил жизнь. И всю свою любовь вложил в книги – прочтите их, задумайтесь, порадуйтесь и погрустите вместе с ним…

Ирина Подобед

 

Источники изображений: https://mezgore-lib.ru, https://www.primestars.ru, https://www.rewizor.ru, https://biblio-ast.ru, https://biographe.ru, https://krsk.aif.ru, https://biblio-ast.ru, https://aeternamemoria.ru и др. открытые источники интернет.