В поисках гармонии мира
3 марта 2021 в 10:03

К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского

«С какой бы стороны мы ни приближались к Достоевскому,
во всем вселенная его бескрайня, горизонты его бесконечны.
Многосторонность его гения поразительна. Кажется, что
Верховное Существо взяло идеи из всех миров и посеяло их
в одной человеческой душе, и так появился Достоевский».

(Преподобный Иустин (Попович) – архимандрит Сербской православной церкви)

«Он учил нацию не личным примером, а своими книгами,
ставшими для нее стройным моральным уроком».

(Д. О. Рогозин – российский политик, государственный деятель)

«Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится
новым человеком, ему раскрываются иные измерения бытия».

(Н. А. Бердяев)

«Читайте Достоевского, любите Достоевского, – если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте… по возможности только его», – призывает нас известный литературовед И. Ф. Анненский.

Любить или бранить – вот два полярных отношения к творчеству писателя, бытовавшие при его жизни и дошедшие до нас через полтора столетия. В чём же сила этого гениального человека, владеющего миллионами умов разных времён и народов?

Федор Михайлович родился в Москве 11 ноября 1821 г. Отец его, Михаил Андреевич, был медиком, мать, Мария Федоровна, – купеческой дочерью. В семье было семеро детей, поэтому родители много работали, чтобы дать детям хорошее образование. Мать сама обучала сына чтению, отец учил латыни. С 1834 по 1838 гг. Федор и старший брат его Михаил обучались в престижном московском пансионе Л. И. Чермака. Именно тогда семью постигло большое горе: от чахотки умерла мать. В надежде, что сыновья станут инженерами, отец отправил их продолжить учебу в Санкт-Петербург. Федор поступил в военно-инженерное училище, но всё его свободное время занимало чтение. Спустя два года погиб отец.

Пять лет будущий писатель обучался инженерному делу, попутно занимаясь литературной деятельностью, потом некоторое время работал инженером-подпоручиком в одной из петербургских бригад. Однако литература не отпустила, и Достоевский полностью отдался творчеству.

Его первая книга «Бедные люди» вышла в 1844 г. и имела успех и у критиков, и у простых читателей. Автора приняли в «кружок Белинского», где его стали называть «новым Гоголем».

Следующее произведение успеха не имело: повесть «Двойник» для большинства читавших её была совершенно непонятной. Однако, вышедший в 1848 г. роман «Белые ночи» вновь ожидал успех.

Растущая популярность открыла молодому дарованию двери многих литературных кружков. В 1846 г. произошло знакомство Достоевского с М. В. Петрашевским. В кругу «петрашевцев» писатель познакомился с Н. А. Спешневым и вступил в созданное им тайное общество. Группа планировала создать подпольную типографию и осуществить государственный переворот.

А дальше было «дело Петрашевского»: весной 1849 г. последовал арест петрашевцев. Около полугода Достоевский провёл в Петропавловской крепости. Осенью был вынесен приговор – смертная казнь. В день исполнения приговора в последний момент казнь заменили восьмилетней каторгой, позднее сократив срок с 8 до 4 лет. После каторги писателя призвали на службу рядовым солдатом.

В 1856 г. всех петрашевцев амнистировал Александр II. Годы каторги сильно повлияли на взгляды Фёдора Михайловича. Литератор вновь вернулся к письменному столу. Популярность его стала расти с выходом в свет «Записок из Мертвого дома»: до него никто так подробно не описывал жизнь и страдания каторжников.

В 1861 г. вместе с братом Михаилом Достоевский создает журнал «Время», а через два года другой – «Эпоха». Но в 1864 г. Михаил умер, и через год издательство закрылось. Накопилось множество долгов, и писатель был вынужден заключить крайне невыгодный контракт с издателем Стеловским. Интересно, что Достоевский, в отличие от других писателей, не имел других постоянных доходов, кроме литературного труда.

Абсолютное признание и всеобщую славу 45-летнему писателю принёс его известнейший роман «Преступление и наказание», увидевший свет в 1866 г. Через два года ещё один шедевр – «Идиот». Дальше последовали не менее известные произведения – «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».

Последние 14 лет ангелом-хранителем Фёдора Михайловича была его вторая жена – Анна Григорьевна Достоевская (Сниткина). У них родились два сына и две дочери. Анна Григорьевна решала все финансовые вопросы семьи, была верной женой и помощницей Достоевского в его писательской деятельности.

В последние годы жизни писатель страдал от хронического бронхита и туберкулеза легких. Он умер 28 января 1881 г. в возрасте 60 лет.

О жизни и творчестве Ф. М. Достоевского написаны научные статьи, монографии, научно-популярные и беллетризованные произведения. Обратимся к некоторым из них.

Только в серии «Жизнь замечательных людей» вышли три биографические книги о писателе.

Книга советского писателя и литературоведа Леонида Гроссмана «Достоевский» (Москва, 1965) – поистине «не советская» биография Достоевского, созданная в советское время. Конечно, она несёт на себе отпечаток идеологических рассуждений, без них её просто не издали бы. Но, если отбросить идеологию, перед нами произведение большого художника слова. Интересно и то, что писатель был знаком с женой своего героя и беседовал с нею о Фёдоре Михайловиче. Написана книга прекрасным языком. Она полна восхищения и любви автора к писателю. Перед читателем проходит жизнь литературных кругов России, картины каторги, история создания знаменитых романов Достоевского.

Роман Юрия Селезнева «Достоевский» (Москва, 1981) состоит как бы из двух слоёв: перед читателем проходит череда событий из жизни героя, но большая часть книги раскрывает внутренний мир писателя, страсти, кипящие в его душе. Поэтому в произведении много внутренних монологов Достоевского о вере, о нравственности и покаянии, о судьбе России и о русском народе. Основой для них стали документальные источники, свидетельства очевидцев и записки самого Достоевского. Необычна и интересна форма романа: повествование идет то от третьего лица, то от лица непосредственного участника событий.

Ещё одно издание о писателе вышло уже в постсоветское время – книга историка литературы, одного из ведущих специалистов по Достоевскому и его времени сегодня Людмилы Сараскиной «Достоевский» (Москва, 2011). На автора не давила советская идеология, жизнь писателя описана с большим уважением и любовью к личности и творчеству Достоевского и книга получилась научной и в то же время живой и увлекательной. Для изучающих творчество мастера может быть интересен обзор литературоведческих работ о Достоевском с начала ХХ века и до наших дней.

В основу рассказа о жизни писателя легли воспоминания современников, письма, исследования, накопленные за прошедшие годы. Автор подробно рассказывает о судьбе своего героя. Счастье семейной жизни в родительском доме, выбор жизненного пути и первый успех, и что сформировало его как писателя. Отлично описано окружение Достоевского, история ареста и каторга, печальная судьба первой жены, страсть к А. Сусловой, и милая Анна Григорьевна, самоотверженно любящая Фёдора Михайловича и заботившаяся о нём в последние годы.

Двухтомник Владимира Лобаса «Достоевский» (Москва, 2000) автор изначально назвал «Последний пророк, или Достоевский в жизни» и определил жанр своего произведения как «роман-документ». Лет двадцать он собирал материалы для своей книги, девять ушло на создание романа. В результате мы можем прожить рядом с Фёдором Михайловичем год за годом, неделя за неделей, и даже день за днем.

Очень точно сказала о книге в своей рецензии Б. Езерская: «Лобас стыкует отдельные кусочки своей книги мастерски, создавая как бы мозаичное панно. Впрочем, он предпочитает сравнение своего романа с лоскутным одеялом, который сшивала из разноцветных кусочков его няня. <> И, хотя Лобас видит себя лишь регистратором, этаким Нестором-летописцем, его отношение все-таки ощущается: в расположении отрывков на странице, в их последовательности. Даже подбор шрифтов играет роль. Портрет Достоевского предстает перед нами стереоскопическим, объемным. <> Документальная биография Достоевского несет в себе все признаки детективного романа с такими острыми сюжетными сплетениями, которые может придумать только жизнь».

Ещё один прекрасный биографический роман о литераторе создал французский писатель Анри Труайя «Федор Достоевский» (Москва, 2004). Книга Труайя наполнена мыслями и чувствами Достоевского. Гениальность – его проклятие: ведь чувствовать боль других людей и ощущение вины – это тяжкий крест. Автор сумел проследить, как судьба ведет писателя трудной дорогой через тьму и отчаяние к свету и вере. И попытка заглянуть в сложный внутренний мир Достоевского А. Труайя удалась.

Личность писателя наиболее полно раскрывается в его дневниках, поэтому понять жизнь, мысли и чувства Фёдора Михайловича может помочь его «Дневник писателя» (Москва, 1989).

Достоевский публиковал свой дневник с 1873 по 1881 г. По сути это сборник размышлений, над актуальными проблемами и для Х1Х века для ХХ1: взаимоотношения людей, совесть, мораль, размышления о России, об отношении к нашей нации в мире, о родном русском языке, о вере и безверии и множество других. Дневник с полным правом можно назвать подлинным документом о состоянии российского общества. Страницы книги открывают нам человека с потрясающим чутьем и безошибочным пониманием происходящего, знатока человеческих душ.

Особенно хочется обратить внимание читателей на воспоминания Анны Григорьевны Достоевской «Солнце моей жизни — Федор Достоевский» (Москва, 2015). Это очень интересная и самая полная книга воспоминаний жены писателя. Она описала свою жизнь с детства до 1917 г. Каждый жизненный этап разбит на годы. У глав говорящие названия: «1867. К нашим спорам», «1871. Окончание заграничного периода нашей жизни» и т.д. происходившие события она записывала стенографией в тетради, позже на основе этих записей родились воспоминания. В конце книги даны примечания, И. С. Андриановой и Б. Н. Тихомирова, письма современников, подборка писем, не вошедших в текст мемуаров, но необходимых для понимания происходящего.

Анна Григорьевна вспоминает Фёдора Михайловича с огромной теплотой и любовью, и её «Воспоминания» не оставят равнодушными читателей, любящих творчество великого русского писателя.

 

Литературы о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского много. Вот ещё несколько книг, которые могут быть вам полезны:

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: в 2 томах / [вступительная статья, составление и комментарии К. Тюнькина]. — Москва, 1990.

Федор Михайлович Достоевский: в портретах, иллюстрациях, документах / под редакцией В. С. Нечаевой. — Москва, 1972.

Днепров, В. Д. Идеи, страсти, поступки: из художественного опыта Достоевского. — Ленинград, 1978.

Кудрявцев, Ю. Г. Три круга: событийное, временное, вечное. — Москва, 1991.

Якушин, Н. И. Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. — Москва, 2002.

 

Источники:

Сараскина, Л. И. Достоевский Фёдор Михайлович // Большая Российская Энциклопедия. — Москва, 2007. — Т. 9. — С.300-303.

Якушин, Н. И. Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. — Москва, 2002.

Езерская Б. «Последний пророк» Владимира Лобаса. — Текст: электронный // Вестник: журнал [сайт]. — URL: http://www.vestnik.com/issues/2002/0117/win/ezersky.htm (26.02.2021)

 

Наталья Гаева