В блокаду музы не молчали…
3 марта 2020 в 13:20

О ленинградском Театре музыкальной комедии в годы войны

…Пожар войны долой, гремите над землей
Раскаты песен межконтинентальных!
Пускай они звучат, пускай в сердца стучат!
Когда бьют пушки, Музы не молчат…

Е. Нефедов

Одна из самых страшных страниц в истории Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда, длившаяся почти 900 дней. За время блокады только от голода и холода умерло более 600 000 человек. У жителей города не было никакой возможности выбраться из окружения, но ни голод, ни ежедневные бомбежки, ни сильные морозы не смогли помешать ленинградцам выстоять.

Важную роль в этом сыграли ленинградские театры, и особенно – Театр музыкальной комедии.

С объявлением войны многие актеры, режиссеры, работники театров записались в народное ополчение. Срочно создавались актерские бригады, выступавшие на мобилизационных пунктах. Например, была сформирована труппа театра народного ополчения, которую возглавил актер Н. Черкасов.

В августе 1941 года началась эвакуация театральных коллективов. Уехали труппы Кировского театра, БДТ, Академической капеллы – да почти все театры. В городе остались только Симфонический оркестр Радиокомитета и Театр музыкальной комедии, о котором и пойдет речь.

Летом 1941 всем казалось, что такое положение продлится не долго и военные действия скоро закончатся, поэтому будет достаточно выступать с патриотическими песнями, стихами и фельетонами. Но враг наступал. Стало понятно, что война затягивается и театрам придется менять репертуар на военный, поднимающий боевой дух.

Актеры Музкомедии, легкого, веселого театра, были в затруднении: нужно ли полностью менять репертуар на военный, патриотический? Но решили, что в таких сложных условиях, среди горя и страданий, людям просто необходимо хоть ненадолго отвлечься. Смех нужен несмотря на голод и смерть, царящие вокруг, поэтому нельзя убирать из репертуара комические оперы и оперетты.

Труппа срочно начала восстанавливать лучшие старые спектакли и готовить новые. Вот репертуар театра только за сентябрь 1941 года:

6 сентября «Марица» И. Кальман Премьера!

8 сентября «Летучая мышь» И. Штраус

10 сентября «Марица» И. Кальман

11 сентября «Сильва» И. Кальман

12 сентября «Холопка» Н. Стрельников

13 сентября «Марица» И. Кальман

14 сентября «Принцесса долларов» Л. Фалль

15 сентября «Роз-Мари» Р. Фримль и Г. Стотгарт

16 сентября «Вечер мастеров оперетты»

17 сентября «Марица» И. Кальман

19 сентября «Марица» И. Кальман

20 сентября «Принцесса долларов» Л. Фалль

21 сентября (утро) «Принцесса долларов» Л. Фалль

21 сентября (вечер) «Марица» И. Кальман

22 сентября «Сильва» И. Кальман

23 сентября «Вечер мастеров оперетты»

24 сентября «Принцесса долларов» Л. Фалль

25 сентября «Свадьба в Малиновке» Б. Александров

26 сентября «Баядера» И. Кальман

27 сентября «Марица» И. Кальман

28 сентября «Марица» И. Кальман

29 сентября «Принцесса долларов» Л. Фалль

Из репертуара видно, что спектакли шли почти каждый день. Летом 1942 года художественный руководитель театра Николай Янет поставил первую оперетту о войне и партизанах «Лесная быль».

Чтобы обновить репертуар привлекли оставшихся в городе писателей: В. Азарова, Вс. Вишневского, А. Крона. Они сочинили либретто для новой героической комедии «Раскинулось море широко», о балтийских моряках и быте осажденного города. После премьеры спектакля поэт Н. Тихонов написал: «Ленинградский великий оптимизм живет в каждом жителе – защитнике города… зритель оставляет театр бодрым, веселым, уверенным».

В ноябре 1941 года от упавшей бомбы пострадало здание Музкомедии. Труппе пришлось переехать в здание Александринского театра, коллектив которого был в эвакуации.

В блокаду город перешел на осадное положение. Наступила зима, а с ней пришел голод, но культурная жизнь северной столицы не прекращалась. Артисты работали в ударном темпе, изо всех сил стараясь помочь ленинградцам выжить. Многие перебрались жить в театр – у кого-то разбомбили дом, кто-то жил далеко. Транспорт не ходил, нужно было экономить силы.

Бомбили каждый день. Вечерние спектакли приходилось переносить на дневное время, но все равно они часто прерывались бомбежкой, а певцы и балерины бежали на крышу тушить упавшие зажигательные бомбы, чтобы не допустить пожара.

Сильно донимали пришедшие с зимой морозы: приходилось играть при минусовой температуре в зале. Ведущая артистка балета Нина Пельцер, которая не знала никаких технических трудностей в танце, почувствовала, что отмораживает ноги. Это была катастрофа. Заметив, что самые теплые валенки выдают вагоновожатым, артистка отравилась к начальнику трамвайно-троллейбусного треста с просьбой: «Спасите мои ноги!». Ей выдали огромные мужские валенки. Ноги были спасены. Но в валенках нельзя танцевать, а за время, проведенное на сцене, ноги просто коченели. После выступления артистку закутывали в тулуп и отогревали у буржуйки. И таких примеров – множество.

Голодающие люди слабели. Все труднее было не только работать, но и просто ходить. Тем не менее за билетами на спектакли выстраивались очереди.

Бывало, драгоценный хлеб меняли на билеты в театр. Любимцами публики в то время были актеры Нина Пельцер, Лидия Колесникова, Валентин Свидерский. Голодные, изможденные актеры играли для таких же изможденных зрителей. Помешать прийти на репетицию или спектакль могла только смерть.

Во время спектаклей зрители порой не обращали внимание на военную тревогу – не было сил спускаться в бомбоубежище. Актеры не бросали публику, продолжая играть. Если в начале войны залы бывали полупустыми, то позже, в разгар блокады, в театре почти всегда был аншлаг. Культура стала якорем, удерживающим людей на плаву, дающим веру и надежду.

Параллельно с репетициями и спектаклями труппа занималась военной подготовкой.

Весь театральный коллектив служил в командах МПВО (Местная противовоздушная оборона). Во время бомбежки вместе с другими ленинградцами спасали раненых и вытаскивать людей, попавших под обломки разрушенных домов. Актрисы дежурили в госпиталях.

У Музкомедии была еще одна важная миссия – выезды на фронт, на «Дорогу жизни», в госпитали. Эти выезды продолжались на протяжении всей блокады. И не было места на фронте, где бы они не побывали со своими спектаклями.

За время блокады в коллективе Театра музыкальной комедии погибло 64 человека.

Невозможно переоценить заслуги театра в годы войны. Всего за это время театр представил 15 премьерных спектаклей. Постановки театра посмотрело 1 млн 300 тыс. зрителей.

Театр музыкальной комедии – единственный театр, проработавший все 872 дня блокады и ставший маленьким островком радости и надежды в осажденном Ленинграде.

 

Использованные материалы:

Яров, С. В. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда. – Москва, 2014. – 313 с.

Алянский, Ю. Л. Театр в квадрате обстрела. – Ленинград, 1985. – 192 с.

Павлов, Д. В. Стойкость. – Москва, 1983. – 366 с.

Театр во время Блокады [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский Театр музыкальной комедии. – Режим доступа: http://muzcomedy.ru/about/history/blokada/. – 06.05.2019.

Театральное искусство в блокадном Ленинграде [Электронный ресурс] // Livejournal – Режим доступа: https://mikhaelkatz.livejournal.com/59266.html. – 06.05.2019.

Санкт-Петербургский театр музкомедии [Электронный ресурс] // Кино-театр.ру. – Режим доступа – https://www.kino-teatr.ru/teatr/241/. – 06.05.2019.

Дополнительно литературу о театрах в годы войны можно найти, воспользовавшись электронным каталогом на нашем сайте.

В электронном виде книги о Великой Отечественной войне читайте в библиотеке ЛитРес. Правила пользования.

 

Н. Корлякова