Летящие сквозь время и пространство
10 августа 2021 в 15:12

Челябинск – город авиационный. Гул самолетных моторов над головой одних раздражает, другие его уже не замечают, а челябинские мальчишки на слух определяют, что летит – СУ-35 или МиГ-31. Каждый год в средине августа челябинцы собираются на аэродром авиационной базы Шагол на традиционный праздник авиаторов. 12 августа в России начинается праздничная авиационная неделя. Исторически сложилось так, что летчики отмечают свой праздник целую неделю: 12 августа указом Президента РФ от 29 августа 1997 года объявлено днем Военно-воздушных сил России (с 2015 г – Воздушно- космических сил), третье воскресение августа – День Воздушного Флота России, 18 августа традиционно празднуют День Авиации все те, кто начинал летать еще в Советском Союзе.

Глядя на стальные многотонные машины, которые словно легкие перышки крутят в небе фигуры высшего пилотажа, зависая в воздухе в самых невероятных позициях, как будто для них не существуют ни законы физики, ни закон земного притяжения, тысячи мальчишек начинают мечтать о профессии летчика.

А что нам известно об этой профессии, и кто может лучше рассказать о ней, как не сам летчик? Кто лучше него знает, как опасна и сложна эта работа, каких требует знаний, навыков, черт характера? Но современные летчики книг о своей работе не пишут, да и рассказывают очень скупо, объясняя это тем, что технические термины многим будут непонятны, а все остальное словами не передать – только пережить и испытать самому. Но на один вопрос – с чего начинается путь в авиацию – все летчики отвечают одинаково – с мечты. Авиация начиналась с мечты человека летать как птица. Самым первым русским летчиком авиаторы может в шутку, а может и всерьез называют упоминаемого в летописях XVI века «смерда Никитку, боярского сына Лупатова холопа». Константин Шильдкрет в романе «Подъяремная Русь» в книге «Крылья холопа» рассказывает о трагической судьбе крепостного русского Икара. Книгу можно прочитать в библиотеках №10 и №18.

Мастер на все руки мечтал сделать крылья, чтобы человек мог летать как птица. На крыльях из дерева, кожи и птичьих перьев взлетел с колокольни, в полете преодолел высокую стену, и живой и невредимый приземлился на берегу реки. Царь полет оценил и повелел: «За сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело бросить свиньям на съеденье, а выдумку после священные литургии огнем сжечь».

Но мечту летать убить было невозможно. И человек поднялся в небо, хотя еще на рубеже XIX и XX веков ученые утверждали, что такое невозможно, потому что аппарат тяжелее воздуха никогда не полетит.

До 1914 года деления авиации на гражданскую и военную не существовало. Авиацию считали развлечением, аттракционом, чем-то вроде цирка или, в лучшем случае, спортом.

Первым русским авиаторам наука летать доставалась сложно. Они учились летать в заграничных летных школах, соглашаясь на кабальные условия, влезая в огромные долги. Писатель А. Куприн посвятил первым русским летчикам целый цикл произведений: «Люди-птицы», «Волшебный полет», «Сны», «Сашка и Яшка», «Потерянное сердце», «Сергей Уточкин». Книга есть в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и в библиотеке №22.

Русские летчики ставили мировые рекорды, вызывая восхищение у всех, кроме собственного государства. Российские чиновники считали, что авиация не имеет перспектив практического использования. История авиации в России – это история энтузиастов – одиночек, авантюристов, ярких личностей.

Сергей Уточкин — один из первых российских авиаторов, талантливый спортсмен – боксер, велосипедист, мото- и автогонщик, фехтовальщик, яхтсмен, пловец – он был талантлив во всем. Куприн пишет о нем с большой любовью и уважением. Своей популярностью в России авиация во многом была обязана Сергею Уточкину. Во время перелета Петербург – Москва в 1911 году его самолет потерпел аварию, которая позже стала причиной тяжелого нервного расстройства. В 1915 году Сергей Уточкин умер, не дожив и до сорока лет.

Этот сверхдальний перелет, ставший роковым для одного из первых русских авиаторов, был тем «безумством храбрых», которое открыло дорогу дальним перелетам и подняло русскую авиацию на новую ступень. Ему посвящена книга Станислава Токарева «Хроника трагического перелета, а также иных событий, имевших место как на просторах Отечества, так и за его пределами», которую вы можете взять в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеке №1.

У первых русских авиаторов не было необходимого опыта внеаэродромных полетов и навигации. Сегодня практически забыты их короткая жизнь и громкая слава. Память о них воскрешает Станислав Токарев на страницах своего романа. Четырнадцать человек на девяти аэропланах вылетели из Петербурга. К этому полету не были готовы ни летчики, ни техники. В Москве на Ходынском поле приземлился только один А.Васильев на своем «Блерио». Остальные аэропланы не долетели из-за поломок и крушений. Летчики получили различные травмы, один человек погиб. Такой дорогой ценой была доказана возможность дальних перелетов.

Когда авиацией всерьез заинтересовались военные, для нее открылись новые возможности.

В книгах «История воздухоплавания и авиации в России» и «История воздухоплавания и авиации в России: (июль 1914- окт. 1917 гг.)» Петр Дузь подробно рассказывает о возникновении и развитии русской авиационной промышленности, зарождении военной авиации, о подготовке пилотов и о судьбах некоторых из них. Это было время, когда на летчиков смотрели как на небожителей, они умели делать то, что для других было только мечтой или сном – они умели летать! Отбор в летные школы был очень строгим. Отменное здоровье, стальные нервы, моментальная реакция, хорошая физическая форма, способность к быстрому обучению – такие требования предъявлялись соискателям.

Первая мировая война показала героизм русских летчиков, их мастерство. Русские пилоты первыми стали применять ночные полеты, парные боевые вылеты, воздушные бои истребителей. Петр Нестеров был одним из создателей русской школы высшего пилотажа из которой вышло множество прославленных русских асов. Он погиб, первым в истории авиации применив в воздушном бою таран. Ему было всего 27, летчику, опередившему свое время на десятки лет. Его приемы применяли истребители в Великой Отечественной войне, а некоторые из них актуальны до сих пор.

Спрашивайте книги в Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина, библиотеках №№ 1, 13.

Военный летчик, художник, литератор, внук Ивана Айвазовского Константин Арцеулов – герой книги Марка Галлая «Жизнь Арцеулова», еще один из создателей школы высшего пилотажа. К.Арцеулов совершил рискованный маневр и вывел самолет из штопора, что до этого считалось невозможным. Автор книги М. Галлай и сам летчик- испытатель, тема обучения самолета выполнять волю пилота ему близка. К. Арцеулов многое пережил с своей жизни. В1933 году был репрессирован. После реабилитации в авиацию больше не вернулся. Он стал художником и продолжил свой полет уже в живописи. Эту книгу можно прочитать в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№ 5, 8, 16, 18, 26, 28.

20-30-годы в Советском Союзе – время авиационных парадов, мировых рекордов, полетов через Северный полюс, создания и испытания новых боевых машин и легендарных летчиков: Чкалов, Леваневский, Каманин, Папанин, Раскова, Гризодубова и Осипенко – эти имена знала вся страна, ими гордились, на них равнялись, по ним строили жизнь. Самым ярким из них был Валерий Чкалов, символ, легенда советской авиации.

Кажется, о Валерии Чкалове известно все, кроме причины гибели. Но никаких конспирологических теорий в книге «Валерий Чкалов. Легенда авиации» его дочери Валерии Чкаловой нет. Книга дочери об отце рисует нам не мифического Чкалова, а живого человека, очень противоречивую личность – гениального летчика, постоянно ищущего новые методики испытания самолетов, оригинальные приемы ведения воздушного боя, и одновременно, человека, не признающего никаких полетных правил и воинских уставов, авиационного хулигана, подтвердивший своей гибелью железный принцип: все авиационные правила написаны кровью. Эта книга есть в фондах Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина и библиотеках №№ 1, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 26, 31, 32.

Судьбы и подвиги летчиков во время Великой Отечественной войны описаны во множестве книг и художественных, и документальных. Но тема эта неисчерпаема: открываются архивы, появляются новые документы и открываются неизвестные страницы истории войны. Такие, как секретная операция «Алембард». История французской эскадрильи «Нормандия-Неман» у всех на слуху. Но вряд ли кто-то знает, что отряд наших летчиков, собранных из подразделений Аэрофлота, был тайно переправлен в Шотландию и там сражался вместе с английским летчиками в 305-м отряде Королевских ВВС, осваивая английские самолеты. Документальную повесть «Летчики особого назначения» о Московской авиагруппе особого назначения Гражданского Воздушного Флота выполнявшей ответственные задания Верховного Главнокомандования, написала внучка одного из участников этой операции А.Ю.Белорусова. Книга находится в фондах Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина.

В книге рассказывается, в каких операциях участвовали летчики МАОН, как летчики гражданской авиации, до войны возившие пассажиров и грузы, во время войны стали боевыми пилотами, вывозившими детей из блокадного Ленинграда, а туда доставлявшими продукты и медикаменты под обстрелом и с воздушными боями.

Современная авиация выполняет множество разнообразных задач. Военно- воздушные силы, ставшие с 2015 года Воздушно-космическими силами, имеют в своем составе дальнюю, военно-транспортную, оперативно- тактическую и армейскую авиацию, в которой летают бомбардировщики, штурмовики, истребители. Летчиками становятся рано. Двадцатилетним мальчишкам доверяют самолеты стоимостью в десятки миллионов. Их гражданские сверстники играют в компьютерные стрелялки, когда они осваивают сложнейшую технику, которая совершенствуется и усложняется с каждым годом. Но есть в авиации особая категория летчиков – испытатели. Каждый лейтенант мечтает стать генералом, а каждый летчик – испытателем. Но стать испытателем может далеко не каждый. Чем они отличаются от обычных летчиков, что делает летчика испытателем – об этом книга Александра Бахвалова «Нежность к ревущему зверю».

Нет, наверное, лучшей книги об испытателях, чем этот роман. Может быть потому, что автор – литератор, обладающий прекрасным авторским стилем – не профессиональный писатель, а человек, посвятивший свою жизнь авиации. Поэтому так реально описание жизни создателей и испытателей военной авиационной техники. В основе романа история реальных испытаний дальнего советского сверхзвукового бомбардировщика, который наши противники из НАТО прозвали «Ослепитель». Самолет в романе не просто новая и сложная машина. В этом романе два героя: самолет, который должен научиться проходить звуковой барьер, и человек, испытатель Алексей Лютров, который должен его этому научить. Они на равных, и чем закончится их противостояние – взаимопониманием и даже взаимопроникновением, или полным неприятием друг друга – зависит не только от летчика. Подчинится ему машина, при испытании которой уже погиб друг главного героя, или возьмет верх? Будни испытательной базы, отношения между героями, сложности рождения новых самолетов – все это фон, на котором разворачивается главный сюжет: от выбора человека зависит судьба машины, а от поведения машины – жизнь главного героя.

Книга есть в фондах Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина и библиотек №№ 1, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 26, 28.

Современные военные самолеты – уникальные машины, обладающие своего рода интеллектом. То, что умеют делать СУ-57, МиГ-35 и недавно появившийся ПАК ФА Т-50 превосходит все мечты фантастов, и летчикам, управляющим этими самолетами, приходится постоянно учиться, совершенствуя свое мастерство. Летчик и машина становятся единым организмом, с общим дыханием и сердцебиением, и это высшая ступень мастерства летчика. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – это точно про военных летчиков России. «… авиация никогда не перестает занимать, восхищать и всегда снова удивлять свободные умы… самая смелая сказка человечества, многотысячелетняя его греза, символ свободы духа и победы над темной тягостью земли!.. И летчики, эти люди-птицы, представляются мне совсем особой разновидностью двуногих… Постоянный риск, ежедневная возможность разбиться, искалечиться, умереть, любимый и опасный труд, вечная напряженность внимания, недоступные большинству людей ощущения страшной высоты, глубины и упоительной легкости дыхания, собственная невесомость и чудовищная быстрота – все это как бы выжигает, вытравляет из души настоящего летчика обычные низменные чувства – зависть, скупость, трусость, мелочность, сварливость, хвастовство, ложь, – и в ней остается чистое золото». А. Куприн.

 

Юлия Брюханова