Культура рукоделия
11 января 2022 в 14:36

Рукоделие – это особое искусство, которое по праву называют одним из самых древних. Оно возникло и развивалось вместе с человеком, и продолжает совершенствоваться сейчас, вбирая в себя технологические новинки. Какие-то виды рукотворного творчества со временем исчезали, а некоторые были более популярные и востребованные.

Одним из основных видов рукоделия была вышивка. Существует много разных видов и способов создания рисунка: крестиком, гладью и т.д.

«Вышиваю крестиком…» История женских рукоделий. Вышивка

Вышивка – это то, что позволяет людям не быть похожим друг на друга, выделяться из толпы. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X векам. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. На Руси даже существовала специально отведённая комната, называемая светлицей, где мастерицы могли заниматься разнообразной вышивкой, плетеньем, ткачеством, вязаньем, выделыванием всяких разных поясков и тесемок для украшения одежды.

Кроме практической необходимости, такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Постепенно мастерицы стали украшать вышивкой свои традиционные костюмы.

Читайте далее «Вышиваю крестиком…» История женских рукоделий. Вышивка

Счетный крест и счетная гладь – старинные русские техники вышивания

С помощью самых простых швов славянские рукодельницы создавали настоящие вышитые шедевры, передавая из поколения в поколение не только свое мастерство, но и сакральное значение орнаментов и то, как правильно использовать их на разных предметах обихода и одежды. «Читая» узоры и орнаменты, можно было узнать многое о незнакомом человеке.

В вышивке сохранялись древнейшие художественные образы и мотивы русского искусства. Русские орнаменты состояли из определенных геометрических фигур и геометризированных форм растений, животных, птиц, женских фигур.

Самыми простыми и древними вышивальными швами были счетный крест и счетная гладь.

Читайте далее Счетный крест и счетная гладь – старинные русские техники вышивания

Не только вышивка служила украшением, не менее примечательным было обрамлять края одежды кружевом. Русское плетеное кружево имело второе самостоятельное значение как ажурное цветное изделие с красивыми узорами.

История женских рукоделий. «Русское кружево»

Новый вид рукоделия – плетение узора из нитей на коклюшках – привезен в Россию из Западной Европы в начале XVII века. Вот тогда-то слово «кружево» укрепилось именно за сплетенными ажурными изделиями, не имеющими тканой основы. Если говорить о русских кружевах, они появилось гораздо позже европейских. Собственное кружевоплетение предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. в царицыной Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах.

Второе рождение русского кружева произошло, когда Петр I ввёл моду на западноевропейский костюм в начале XVIII века, что весьма способствовало распространению изделия.

Историки отмечают, что ни в одной стране не было столь разнообразных кружев, как в России.

Читайте далее История женских рукоделий. «Русское кружево»

Одежда – это отражение культуры и традиций народа. На протяжении истории в русский национальный костюм добавлялись новые детали и украшения, вышивки и орнаменты. Создавался свой неповторимый образ.

Живая нить народного костюма. Символика орнамента русского народного костюма

Народный костюм – интереснейшая книга, читая которую мы многое узнаем об истории, культуре, традициях и искусстве народа. Русский народный костюм – сложное этнокультурное явление. Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали. У русских женщин не было европейского обилия тканей для создания одежды. Все, что было им доступно, это лен, хлопок и шерсть. Но все равно удавалось создавать из малого наряды удивительной красоты.

Изучая историю создания одежды, мы пробуем расшифровать загадочный и мудрый старинный орнамент. Перед нами предстает система знаков, которая складывается в своеобразный язык, который был хорошо известен людям далеких времен.

В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. Прежде всего, одежда должна была защищать своего владельца, в том числе и в магическом смысле.

Крестьяне верили, что магические символы на руке придают ловкость и силу, и любая работа будет легкой и успешной.

Читайте далее Живая нить народного костюма. Символика орнамента русского народного костюма

Отличительной чертой русского народного костюма были головные уборы. Эта вещь указывала на возраст, социальный статус и достаток человека.

«Живая нить народного костюма. Женской головки убор»

Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма и имел символическое значение. Для наших предков головной убор, как и весь народный костюм, был «говорящим». Женский головной убор служил как бы визитной карточкой, по нему можно было узнать, кто его владелица, откуда она, ее возраст, семейное положение (женщина, вдова или девушка), социальную принадлежность. По головному убору просто можно было отличить девушек на выданье от замужних женщин. По богатству отделки головного убора и материала, из которого он был сделан, можно было судить и о достатке хозяйки. Головной убор выступал как зрительное и логичное завершение женского народного костюма.

Читайте далее «Живая нить народного костюма. Женской головки убор»

Рубаха – она была близка к телу и крестьянина, и князя. Универсальная и простая она являлась обязательным элементом костюма.

«Живая нить народного костюма. Своя рубаха — свой простор, своя и теснота»

Рубаха была основой гардероба и мужского, и женского, независимо от сословия, благосостояния, семейного положения и места проживания. Во времена язычества любой предмет костюма играл свою обережную и ритуальную роль. А уж рубаха, как вторая кожа, была особенно важна в этом смысле. С рубахой было связано множество примет: свою рубашку нельзя было продавать, потому что вместе с ней можно было продать своё счастье. Испортив рубаху, можно было навести порчу на её владельца. Свадебной, венчальной рубашке приписывались целебные свойства.

Русский народ о рубахе придумал немало пословиц и поговорок: «Всякому своя рубаха к телу ближе»; «На Святой вечер рубаха хоть плохонька, да беленька, на Рождество – хоть сурова, да нова» и т.д. А сколько фразеологизмов посвящено этому предмету одежды: рубаха-парень, в рубашке родился, отдать последнюю рубаху – перечень можно продолжать еще долго.

Читайте далее «Живая нить народного костюма. Своя рубаха – свой простор, своя и теснота»

Яркий и красочный народный костюм вдохновлял не только рукодельниц, но и художников.

Живая нить народного костюма. Русский костюм на полотнах российских художников

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси: вышивка, ткачество, кружевоплетение, ювелирное искусство.

Настоящей энциклопедией народного костюма стали картины художников XIX века. Они с любовью передали дух ушедшего времени. Костюмные жанровые картины писали и прославленные К. Брюллов, А. Венецианов, В. Суриков, В. Васнецов, М. Нестеров, и почти забытые сегодня Г. Седов, К. Лебедев, И. Куликов, и многие другие.

Читайте далее Живая нить народного костюма. Русский костюм на полотнах российских художников

Россия была и есть страна с многонациональной культурой. Традиционная одежда подчеркивала этнические различия народов. Каждая территория славилась своими неповторимыми украшениями, вышивками и кроем.

«По одежке встречают». Региональные особенности русского народного костюма

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, влияют климат, географическое положение, религия, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Особенности многонациональной России не могли не отразиться на ее народном костюме. При всей своей уникальности, целостности и единообразии, русский народный костюм отличался не только от костюмов других народов, но и был неоднороден по стилю и декору в разных местностях страны.

Читайте далее «По одежке встречают». Региональные особенности русского народного костюма

Какими были основные тенденции развития народного костюма и как складывались костюмные комплексы, бытовавшие на Урале?

«Одеваньице шибко баское»: особенности народного костюма Урала

Особенности народного костюма Урала обусловлены историей освоения и заселения края. Костюмы были будничными, рабочими, праздничными и обрядовыми, а женский костюм разделялся еще и на одежду для девушек, замужних женщин и пожилых. Это деление соблюдалось очень тщательно. Надо отметить, что будничная одежда заводских рабочих практически не отличалась от одежды крестьян, тем более что на Урале крестьяне раньше, чем в других районах России, стали перенимать городские наряды.

Читайте далее «Одеваньице шибко баское»: особенности народного костюма Урала

На Южном Урале проживают представители 132 национальностей, и рассказ о самобытности и оригинальности костюмов всех их потянет на целую монографию. Поэтому ограничимся нарядами представителей двух самых многочисленных народов Южного Урала – башкир и татар, а также малочисленного, но от этого не менее интересного народа – нагайбаков.

Особенности национальных костюмов народов Южного Урала

Рассказ о народном костюме Урала был бы неполным без упоминания национальных костюмов народов, населяющих наш край. И не просто неполным, а очень обеднённым. Народы Урала всегда находились в постоянном и тесном общении друг с другом, и разница в вере, языке, традициях и эстетических представлениях совсем не мешала тесному взаимодействию и взаимовлиянию народов друг на друга. Развитие культуры каждого народа, в том числе и народного костюма, происходило в тесной связи с культурным опытом народов-соседей.

Башкирские и татарские костюмы украшают общие орнаменты. Они должны были оберегать владельца одежды от злых духов и представляли собой геометрические узоры.

Читайте далее Особенности национальных костюмов народов Южного Урала

Чтобы создать всю эту красоту – сарафаны, душегрейки, рубахи – мастерицам, как и художникам, в первую очередь требовался холст.

«Сотку я холст, что краше всех чудес…»: прядение и ткачество

На Руси для пошива одежды с древности использовали лен и шерсть. Реже – менее прочные ткани из крапивы и конопли. Шерстяные ткани появились раньше других. Использовали для них овечью и козью шерсть. Кроме них, для изготовления поясов и одеял применяли шерсть коровью. Собачья шерсть считалась полезной, исцеляющей от ревматизма.

Прядение и ткачество – два древнейших женских ремесла, история которых начинается еще с первобытных времен. Считается, что ткачество предшествовало прядению и существовало в виде плетения еще до того, как человек открыл, что волокна некоторых растений, таких как крапива, конопля и лен, при определенной обработке приобретают прядильные свойства.

Читайте далее «Сотку я холст, что краше всех чудес…»: прядение и ткачество

Красота, созданная руками мастериц, нашла свое воплощение не только в вышивке, кружевах и узорах, но и в изготовление таких загадочных символов России, как русские куклы.

«Поиграем в куклы. Обрядовые и обережные куклы»

Русская кукла – это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Кукла – это всегда отражение человека в культуре. В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы. Первоочередная задача славянской народной куклы — привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников.

Читайте далее «Поиграем в куклы. Обрядовые и обережные куклы»

Русское рукоделие отражает всю самобытность народной культуры. Ремесленники и мастерицы передавали свои умения из поколения в поколение, придавали обычным на первый взгляд вещам историческую и культурную ценность.