«Ключевое слово – качество»: урок финансовой грамотности для пенсионеров
16 ноября 2021 в 13:08

Уровень финансовой грамотности в нашей стране очень низкий! Пожилые люди с недоверием относятся к банкам, не знают, как пользоваться банкоматами, приобретая товары – не сопоставляют выгоды и риски, не знают современные схемы мошенничества. Аферисты, пользуясь финансовой неграмотностью, постоянно обманывают пенсионеров, уменьшая и без того небольшие доходы. Чтобы не стать жертвой мошенника или афериста, нужно знать правила финансовой безопасности.

Покупка ненужных товаров и услуг

Продажа «чудо-товаров» пожилым людям очень популярный вид мошенничества. Часто начинается эта история со звонка в квартиру, и человек за дверью представляется сотрудником известной компании или даже государственной организации: министерства, пенсионного фонда, социальной службы, ЖКХ. После короткой доверительной беседы пенсионеру, как правило, предлагают «уникальные» товары: фильтры для воды, средства для уборки квартиры, бытовую технику, якобы позволяющую сэкономить на потреблении электричества или воды, медицинские приборы и лекарства для лечения хронических болезней. Если у клиента нет денег, ему могут предложить кредитный договор. При внимательном прочтении можно увидеть, что договор обрекает покупателя на заведомо невыгодные условия, а купленный товар в лучшем случае окажется бесполезен.

Оформляя какую-либо услугу, не стесняйтесь просить договор и время, чтобы все обдумать или предварительно посоветоваться с близкими. Предостережение продавца, что предложение действительно только сегодня – дополнительный повод насторожиться и отложить покупку.

Недобросовестная продажа финансовых услуг

Опасность может подстерегать также там, где меньше всего ожидаешь быть обманутым. В офисах банков пенсионерам под видом вкладов с повышенным доходом иногда продают инвестиционное или накопительное страхование жизни. По такому продукту необходимо ежегодно вносить платеж, о чем непредупрежденный потребитель узнает только накануне даты внесения платежа и не имея возможности этого сделать, теряет внесенные ранее деньги, так-так договор расторгается. Также сотрудники финансовых организаций могут не проинформировать клиента обо всех дополнительных предложениях к договору. В результате, сообщая подтверждающий код из СМС, клиент соглашается на получение услуг, о которых даже не подозревает.

Не торопитесь подписывать договор, внимательно знакомьтесь со всеми документами и задавайте все интересующие вопросы представителю банка!!!

Мошенничество на эпидемии коронавируса

На фоне пандемии коронавируса преступники начали использовать новые схемы обмана.

Мошенники проникают в квартиры под видом дезинфекторов, продают «чудо-лекарства» и «тесты» для определения коронавируса на дому, рассылают заражённые вирусами письма, якобы от представителей Всемирной организации здравоохранения. Схем мошенничества может быть много, будьте бдительны!

  • Не открывайте незнакомые письма с темой «коронавирус». Если письмо выглядит подозрительным – удалите его.
  • Если вам прислали сообщение о штрафе за нарушение самоизоляции, проверьте его реальность на сайте Госуслуги.
  • Не верьте сообщениям о компенсациях. Правительство не предлагает выплаты (даже пострадавшим от коронавируса) по смс и e-mail. Не переходите по подобным ссылкам и не регистрируйтесь на непонятных сайтах.
  • Не доверяйте громким призывам с приглашением обследоваться на коронавирус, тем более, если перед посещением клиники предлагается для установки какая либо программа. Программа – это вирус, ничего не скачивайте и не устанавливайте.
  • Не приобретайте никаких лекарств от и для профилактики COVID-19 через сомнительные сайты
  • Не перечисляйте деньги на благотворительность пострадавшим, если не знаете организацию, собирающую деньги. Если знаете, проверьте по телефону с официального сайта, проводится ли сбор средств.

Куда обращаться если стал жертвой мошенников?

 В полицию

  • по телефону горячей линии МВД 8 (800) 222-74-47
  • на сайте МВД
  • в отделении полиции по месту жительства

Когда дежурный в отделении полиции примет заявление, он обязан выдать вам талон-уведомление. Это означает, что заявление принято.

В банк

По закону банки обязаны вернуть клиенту незаконно списанные средства, если не докажут, что клиент сам нарушил правила использования карты (п.15 ст. 9 закона «О национальной платёжной системе»). Если вы лично раскрыли мошеннику конфиденциальную информацию – например, дали пин-код от карты, банк не обязан возвращать деньги. Этот платёж считается добровольным, банк не имеет права отменять его и списывать деньги со счёта получателя.

Что можно сделать:

  • Позвонить в банк, сообщить о проблеме и заблокировать карту
  • Попробовать отменить перевод денег в личном кабинете банка или в мобильном приложении
  • Запросить подробную выписку со счёта, где будет указано, куда переведены деньги

Если банк отказывается решать ваш вопрос, попросите письменный отказ с указанием причин. Напишите жалобу на сайте Банка России.

Если вы стали жертвой обмана с товаром или услугой обратитесь в банк с заявлением об оспаривании платежа (чарджбэке). К заявлению приложите доказательства, что не получили оплаченный товар или услугу – чеки, фото, распечатки звонков. Платёжная система рассмотрит запрос – если он будет удовлетворён, деньги вернутся на карту.

Повышайте свою финансовую грамотность и будьте бдительны, ведь это главная защита от мошенничества!

Полезная информация:

Интернет ресурсы:

 

Екатерина Лисина