картинка-по-умолчанию

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…
9 января 2023 в 14:27

Методические рекомендации по продвижению и сохранению русского языка

Сохранение русского языка, развитие речевой культуры становится одним из приоритетных направлений работы современных библиотек. Основные цели и задачи библиотек – способствовать созданию системы языковой культуры читателей; поднять престиж русского языка как национального языка русского народа; научить говорить грамотно и свободно, доступно и выразительно; научить пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.

Информационные ресурсы, которыми располагают библиотеки, позволяют сделать содержательной и эффективной работу по развитию чистоты речи, искоренению сквернословия (особенно в молодежной среде), приобщению к русской культуре, литературе и традициям.

Эта деятельность регламентируется такими нормативно-правовыми документами, как:

– Закон РФ от 09.10.1992 33612-1 «Основы законодательства РФ о культуре»;

– Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 N 53-ФЗ;

– Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014;

– Указ Президента РФ № 808 от 24.12.2014 г. «Основы государственной культурной политики», где говорится о повышении качества владения русским языком гражданами России, использование эталонного русского литературного языка, продвижение русского языка в мире и расширение его присутствия в интернете, увеличение количества качественных информационных ресурсов, поддержка литературного творчества, принятие мер по возрождению интереса к чтению;

– Указ Президента РФ от 05.09.2022 г. № 611 «Поддержка и продвижение русского языка в качестве языка международного общения за рубежом»;

– Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где определены цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей [защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение использования нецензурной лексики), противодействие излишнему использованию иностранной лексики].

В стране принимаются национальные программы, призванные сберечь и сохранить язык. В этих же целях по указу Президента РФ от 6 июня 2011 года в России ежегодно отмечается День русского языка в день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, основоположника современного литературного языка.

Библиотеки предоставляют информацию о русской культуре в ходе проведения традиционных тематических мероприятий в рамках праздников культуры и книги, в том числе: Международного дня родного языка (21 февраля), Дня поэзии (21 марта), Дня культуры (25 марта), Дня славянской письменности и культуры (24 мая), Дня русского языка (6 июня) и пр.

 

В настоящее время уровень речевой культуры, особенно среди молодежи, оставляет желать лучшего. По опросам социологов 1/3 учащихся не может связно выразить свои мысли. Использование слов-паразитов, а особенно ненормативной лексики в повседневной разговорной речи встречается очень часто. В наш язык въедаются иностранные слова, их интерпретации. По большей части именно молодежь ломает каноны русского языка, который губят жаргонизмы, словечки из мира сленга и просто разговорные слова. Опыт библиотек страны подтверждает, что библиотеки могут и должны оказать существенную помощь в решении проблемы падения речевой культуры.

Во-первых, подрастающее поколение необходимо привлекать к чтению классической литературы всеми методами и средствами. Действенными могут быть организация литературных конкурсов, поэтических баттлов в библиотеке. Именно эмоционально звучащее слово способно обратить молодежь к книге. Да и само участие в конкурсе или баттле предполагает обращение к тексту. Атмосфера конкурсов и поэтических баттлов, когда молодежь в течение трех и более часов говорит преимущественно литературным словом, стихами, увлекает красотой слова, мысли, отрывает от обыденности, а значит, открывает перед молодыми другие формы общения.

Во-вторых, особое внимание следует уделять вовлечению молодёжи в откровенный разговор о проблемах речевого этикета, в борьбу за чистоту речи. К таким формам можно отнести:

  • Диспуты, дискуссии:
  • «Что значит культурная речь?»;
  • «Слово разящее, слово врачующее»;
  • «Сквернословие: болезнь языка?».

Примерные вопросы для обсуждения:

  • «Чистая речь» – что это значит?
  • Сквернословие – речевой сор, нарушение правил человеческих взаимоотношений или болезнь языка?
  • Можно ли обойтись без бранных слов?
  • Как избавиться от вредной привычки сквернословить и др.
  • Час размышления «У каждого из слов душа своя, на душу говорящего похожа» поможет его участникам свободно обменяться мнениями по вопросам:
  • Насколько важен тон, которым мы говорим?
  • Допустимы ли в речи слова-паразиты?
  • Можно ли обойтись без иностранных слов?
  • Как избавиться от ненормативной лексики? и др.

Также помогут вызвать молодёжь на откровенный разговор и заставят задуматься над проблемами речевой культуры и поведения в целом:

  • Ситуативные игры:
  • «Заговори, чтоб я тебя увидел»;
  • «Можно ли обойтись без бранных слов?»;
  • «Не только думать словами, но и думать о словах».
  • Уроки нравственности:
  • «Поговорим, и я скажу, кто ты»;
  • «Не оскверни свои уста»;
  • «Будь осторожен, выбирая слово».

В-третьих, приглашение на такие мероприятия учителей русского языка и литературы и других специалистов, занимающихся проблемами развития речевой культуры, поможет сделать разговор более интересным и содержательным.

Специалистам библиотек рекомендуется принимать участие в родительских собраниях, классных часах в учебных заведениях с тематическими беседами, обзорами, с информацией о проводимых библиотекой мероприятиях по популяризации русских литературных произведений и речевой грамотности.

Любой разговор о культуре языка не будет скучным, если построить его творчески. Поэтому можно использовать языковые игры, видеоматериалы (отрывки о культуре речи из популярных телевизионных передач). Использование познавательных и игровых технологий, элементов викторин и конкурсов сделают библиотечные встречи более интересными и полезными для подростков и молодежи.

Для детей младшего возраста можно подготовить и провести «Маленькие уроки словесности». На мероприятии дети могут прочитать стихи о русском языке, пословицы и поговорки, рассказать о возникновении русских имен и фамилий; для учащихся среднего возраста интересны будут игры «Чей портфель тяжелее»: участники игры в течение одной минуты должны заполнить портфель словами.

 

Можно организовать в библиотеке

  • «Справочное бюро русского языка». Его основу составят словари, справочники и другие издания по русскому языку, сгруппированные следующим образом:
  • толковые (Большой академический словарь (БАС) – крупнейший академический нормативный толково-исторический словарь русского литературного языка, Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, диалектные, ономастические, топонимические, словари языка писателя);
  • фразеологические;
  • словари синонимов, омонимов, словообразовательные, исторические словари русского языка, этимологические;
  • практические словари (орфографические, орфоэпические).

В рамках работы Справочного бюро русского языка выполняются справки самой разной тематики: проверка ударения, правописания, склонения, расшифровка аббревиатур, поиск авторов высказываний и др.

Для учащихся организуются

  • Циклы библиотечных уроков «Давай откроем словари»:
  • Орфографический словарь. Общие орфографические словари;
  • Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова;
  • Знакомство со словарями синонимов, антонимов, омонимов;
  • Библиографическая игра «Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля»;
  • Знакомство с фразеологическими словарями.

Эффективности работы по поддержке русского языка способствует участие библиотек в различных акциях по проверке грамотности: Тотальный диктант, Пушкинский диктант. Интересен опыт библиотек, которые в преддверии Тотального диктанта организуют бесплатные курсы по изучению русского языка. Программа курсов разработана для носителей русского языка и фокусируется на самых проблемных моментах в русской грамматике, чтобы в понятной форме и в короткие сроки восполнить пробелы в знаниях орфографии, пунктуации и стилистики.

 

Мероприятия библиотек по продвижению книги и чтения так или иначе работают на поддержку и продвижение русского языка. Это и приуроченные к юбилеям писателей:

  • литературные гостиные;
  • поэтические флешмобы;
  • литературные квесты;
  • буктрейлеры – видеоролики о новых книгах;
  • конкурсы декламации произведений русских классиков и т.д.

Среди эффективных форм работы с целью популяризации литературного языка можно выделить творческие встречи с писателями и поэтами. Такие встречи предоставляют читателям возможность развивать свою речь, приобщившись к современной литературе и получив из уст мастера слова ценные советы, связанные с культурой и богатством русского языка.

Продвижению современной российской литературы помогают и классические формы библиотечной работы, например, тематические обзоры «Лови бренд – читай тренд», обзоры в формате электронной презентации на сайте библиотеки, которые помогают читателям открыть для себя современных российских авторов.

Необходимо целенаправленно заниматься поддержкой и развитием русского языка через популяризацию и распространение русских литературных произведений, книг, песен, сказок.

 

Формы работы по продвижению и формированию бережного отношения к русскому языку и культуре речи.

  • Книжные выставки, выставки-рекомендации: «Как слово наше отзовется», «Пишем грамотно, говорим свободно», «Мир русского языка», «Наш язык и наше слово», «Поэзия слова», «Будем говорить правильно!», «Развивайте дар слова!», «Вам сквернословие не к лицу», «Будь в форме…общения», «Чистота языка – чистота души», «О, прелесть русской речи чистой», «Великая тайна русского слова», «Необъятен и велик могучий русский язык».
  • Дни информации и Дни библиографии: «Русский язык – наше великое достояние», «За чистоту русского языка», «Русский язык как элемент культурной нации», «Бюро русского языка», в рамках которых оформляются выставки-просмотры, проводятся обзоры литературы и беседы.
  • Неделя русского языка «И мы сохраним тебя, русская речь». В течение этого времени запланировать мероприятия:

Беседы:

  • «Русский язык – наше наследие»
  • «О сохранении русского языка – во весь голос»

Диалог с молодежью:

  • «Молодежная современная речь: норма или антинорма»

Часы речевого этикета:

  • «Как сердцу высказать себя»
  • «Наш дар бесценный – речь»
  • «Как мы говорим»

Уроки истории русского языка:

  • «Мудрые мысли о русском языке»
  • «Твое и мое имя»
  • «Моя родословная»

Интеллектуальные игры:

  • «Кладезь мудрости – русские пословицы»
  • «Слов драгоценные клады»
  • «К тайнам мысли и слова»
  • Цикл мероприятий ко Дню русского языка. Пушкинский день «Язык – зеркало жизни». Цель этих мероприятий – расширить словарный запас, показать богатство литературного языка А. С. Пушкина. В него включить:
  • Книжную выставку «Все богатство, сила и гибкость русского языка»;
  • Беседы ««Живой» народный язык в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина», «Правила хорошей речи», «Пушкин в истории русского языка»;
  • Библиотечные уроки «Пословицы и поговорки в сказках Пушкина», «Секреты русского языка»;
  • Библиографическую игру «Язык Пушкина в словаре Даля»;
  • Конкурс «Ах слова, слова…», где нужно объяснить значение слов, встречающихся в произведениях А. С. Пушкина, таких как боливар, рогатка, Альбион, анчар и др., пользуясь толковыми словарями русского языка и «Словарем языка Пушкина».
  • Цикл мероприятий, посвящённый роли книги и русскому языку в жизни человека: «Читать – значит вырабатывать вкус», «Речевой портрет нашего современника», «Культура речи – визитная карточка человека», «Ясность языка – ясность мышления», «Осторожно – слово!».
  • Неделя и Декада речевого этикета, в течении которых ежедневно будут проходить:

Часы информации, Часы русского языка, Часы грамотности:

  • «Этикет русского письма»,
  • «Русский язык в прошлом и настоящем»,
  • «Слово русское, родное»,
  • «Грамотная речь – помощник в общении»,
  • «Учитесь говорить правильно».

Комплексная программа «Сквернословию – нет!», включающая:

  • Конкурс пословиц и поговорок «Родной язык, родное слово – народу русскому основа!»;
  • Речевой тюнинг «Обойдемся без выражений», урок грамотности «Раз словечко, два словечко»;
  • Час словесности «Слов драгоценный клад»;
  • Тематические плакаты, памятки, закладки: «Будем говорить правильно!», «Вам сквернословие не к лицу», «Будь в форме…общения», «Как бы сказать?», «Рецепты красивой речи» и пр.

 

Расширению круга активных защитников родного слова из числа читателей, педагогов, способных включиться в борьбу за чистоту русского слова, будет способствовать

  • Создание библиотечных клубов
  • «Слово»;
  • «Слововеды»;
  • «Любители русской словесности»;
  • «Знатоки родного языка»;
  • «Любители классики»;

Возможна следующая программа клуба:

  • Час размышления «Как бы жили мы без книг?»;
  • Диспут о прочитанных книгах;
  • Творческая лаборатория «Слова-пустышки в моей речи»;
  • Конкурс на лучший плакат, стенгазету, видеоролик «Чистое слово»;
  • Мастер-класс по культуре речи «Заговори, чтоб я тебя увидел»;

Конкурс сочинений, рисунков, афоризмов.

 

Поможет библиотекарю организовать и систематизировать работу

Календарь знаменательных и памятных дат русского языка

23 января – День ручного письма (День почерка). Праздник учрежден в 1977 году с целью напомнить об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека. Инициатор – Ассоциация производителей пишущих принадлежностей, которая и провозгласила датой «рукописного» праздника 23 января.

1 февраля (дата для 2023 года) – Всемирный день чтения вслух. Отмечается с 2010 года по инициативе некоммерческой организации «Lit World». Проводится в первую среду февраля. Цель праздника – показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. Читать интересно! А читать вслух – интересно вдвойне! Ведь при чтении вслух мы делимся своими эмоциями с окружающими, передаем им свое настроение и ощущения от прочитанного.

3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Борьба с ненормативной лексикой ведётся во всём мире: созываются комитеты, привлекаются активисты, изучаются возможные пути решения проблемы.

В России по юридическим законам сквернословие рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности. В российском законодательстве предусмотрены меры наказания за нецензурную брань в общественных местах.

Академик Д. С. Лихачёв писал: «В основе любых циничных выражений и ругани лежит слабость. По-настоящему сильный человек не будет ругаться. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

21 февраля – Международный день родного языка. Провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля, с целью содействия языковому и культурному разнообразию. Дата была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне – столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

21 марта – Всемирный день поэзии. Учреждён в 1999 году на 30-й сессии генеральной ассамблеи ЮНЕСКО. В этот день устраивают поэтические концерты, на которых выступают современные поэты – известные и начинающие. Проводятся фестивали, конкурсы, форумы, марафоны, где все желающие могут прочитать стихи известных поэтов, презентации поэтических сборников.

24 мая – День славянской письменности и культуры. Праздник, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских. Отмечается как в России, так и в некоторых других славянских странах.

25 мая – День филолога. В Россию слово «филология» пришло в XIX веке. До того момента отечественные ученые занимались «словесными науками». Отмечать День филолога начали в конце 80-х – начале 90-х. Сам праздник – международный, а вот в нашу страну он попал благодаря филфаку МГУ – именно здесь эту дату отпраздновали впервые в России.

6 июня – День русского языка. Пушкинский день. Установлен указом Президента РФ 6 июня 2011 года. В 2010 году этот праздник был учрежден Организацией Объединенных Наций.

1 сентября – День знаний. Это праздник человеческой мудрости, научных ценностей, грамотности и образования, дань силе человеческого ума, который призван служить добру.

8 сентября – Международный день грамотности. Был учреждён ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности (Тегеран, сентябрь 1965 года) с целью напомнить о важности грамотности в жизни людей и общества и о необходимости укрепления усилий по её распространению. Дата празднования (8 сентября) – день открытия этой конференции.

22 ноября – День словаря. День словарей и энциклопедий в России отмечается 22 ноября, в день рождения Владимира Ивановича Даля (1801–1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь – это не просто книга: он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.

29 ноября – День буквы Ё. 29 ноября 1783 года «родилась» буква Ё. Произошло это во время одного из заседаний Санкт-Петербургской Академии наук, во времена правления императрицы Екатерины II. «Матерью» новой буквы можно по праву считать директора академии – княгиню Екатерину Романовну Дашкову, которая обратила внимание ученых на то, что в русской речи давно появился звук, который на письме разными людьми передается по-разному: iолка, иолка – ёлка; матьорый, матïорый – матёрый. Идею княгини Дашковой поддержали ведущие деятели культуры того времени. Одним из первых новую букву начал использовать Гавриил Романович Державин. В печати же она появилась в 1795 году в книге поэта Ивана Ивановича Дмитриева. Известной буква Ё стала благодаря Николаю Михайловичу Карамзину, в связи с чем он до недавнего времени считался её автором.

 

Полезные ссылки:

  1. Михнова И. Б. Библиотека как институт формирования
    языковой культуры. Новые проекты и услуги / И. Б. Михнова. – Текст: электронный // Библиотечное дело. – 2016. – № 3. – С. 5-8. // Российская государственная библиотека для молодежи: [сайт]. – URL: https://rgub.ru/professional/published/article.php?article_id=313 (дата обращения: 12.12.2022).
  2. Сила и красота родного языка. – Текст : электронный // Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Азовская городская ЦБС»: [сайт]. – URL: http://www.azovlib.ru/2016-04-06-12-21-42/2-uncategorised/29-2016-04-12-13-02-52 (дата обращения: 12.12.2022).
  3. Изучаем русский язык в библиотеке : методические материалы в помощь работе муниципальным библиотекам по популяризации русского языка : [электронный ресурс] / МБУК «Централизованная библиотечная система Шебекинского городского округа», методико-библиографический отдел ; составитель Т. А. Топоркова. – Шебекино, 2019. – 28 с. – URL: https://sheblib.ru/wp-ontent/uploads/2019/12/Sbornik_metod_materialov_Izuchaem_russkiy_yazyk_v_biblioteke.pdf (дата обращения: 12.12.2022).
  4. Справочная служба русского языка. – Текст : электронный // МКУК «Валуйская централизованная библиотечная система»: [сайт]. – URL: http://val-library.ru/russ.html (дата обращения: 12.12.2022).
  5. Календарь знаменательных дат русского языка. – Текст : электронный // Клуб друзей книг: Блог Кишкуновой Людмилы Фёдоровны. – URL: https://bibl-140.blogspot.com/2022/06/blog-post.html (дата обращения: 12.12.2022).