Что там, в таинственных глубинах?
29 июня 2021 в 11:13

Корабелы, корабелы,
Чайка кружит над водой,
Словно в детстве парус белый,
Вслед зовущий за собой!

Г. Пересторонин

 

Есть ли праздник у кораблестроителей?

День кораблестроителя и судостроителя отмечают 29 июня. Именно в этот день в 1667 году Алексей Михайлович издал царский указ о строительстве первого военного корабля по заказу государства и за счет государства. Это был русский корабль фрегат «Орёл». Спустя 350 лет, в 2017 году по инициативе Минпромторга России и акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация» в России утвердили день кораблестроителя. В этом году корабелы будут праздновать свой профессиональный праздник лишь четвертый раз.

Давайте и мы отправимся в мир океанов и кораблей.

Сколько нужно воды взрослому человеку в год?

Ученые подсчитали: более двух с половиной тысяч тонн воды в год. Даже аппетит Гаргантюа скромнее. Но ведь вода нужна не только для утоления жажды, приготовления пищи и других бытовых и технических нужд, она является средой для плавания, а это весьма необходимо для жизни.

Из глубин столетий до нас дошло латинское изречение «Navigare necesse est»: «Плавать – значит жить». И, разумеется, плавать означает не только пребывание человека в воде, под этим термином понимают также мореплавание, судоходство, то есть передвижение по воде, под водой и над водой. Пытаясь представить момент зарождения путешествия на дальние расстояния и передвижения больших тяжелых грузов по воде, можно предположить, как первобытный человек склонился над водой, по которой двигался опавший листок дерева, а на нем гусеница спокойно плыла по течению. Можно предположить и другое: как первобытный человек во время охоты за добычей увидел плывущий ствол дерева, схватился за него и преодолел реку. С возникновением идеи плавания и возникла сама необходимость в средстве передвижения, то есть плавающем сооружении.

Книга Виктора Ильина «Бегущие по волнам» поведает читателю историю развития мирового и отечественного судостроения и мореходства, расскажет о лодке из тесаных досок, о лодках из кожи, в которых перевозили многотонные грузы по рекам Тигру и Евфрату, про Ноев ковчег, который обладал вместимостью около 24 тысяч регистровых тонн, по подсчетам Ньютона, о плоте «Кон-Тики» и маленьком кораблике из папируса – «Ра». Также вы узнаете, как и когда человек научился плавать по морям, о судьбах моряков, корабелов и кораблей от зарождения до развития наших дней. Книга Виктора Ильина «Бегущие по волнам» ждет читателей в библиотеке №16 «Маяк».

Сколько утверждений, что планету Земля по подсчетам ученых можно назвать планетой Океан. Ведь вся поверхность Земли составляет 510 млн. кв. км, из них 360 млн. кв. км. занимает океан. Получается, что мировой океан занимает почти три четверти поверхности, и люди интуитивно понимали, что океан – источник всего сущего, именно поэтому он так манил и привлекал к себе их сердца.

А сколько жизней забрал океан? И можно ли было это предотвратить и избежать?

Катастрофы испокон веков преследовали человечество, а преодоление водных просторов всегда связано с опасностями и рисками. Техническое оснащение судов и кораблей не сразу позволило с легкостью покорять необъятную водную стихию. Отважные мореплаватели принесли себя в жертву океану не напрасно, благодаря им мы знаем размеры и очертания океанических бассейнов, глубины и течения, таинство приливов и отливов, обитателей океана, строение и состав дна, и многое-многое другое. Построенная в виде хроники книга «Катастрофы на воде и под водой» расскажет вам о всемирных знаменитых и малоизвестных трагедиях и кораблекрушениях, начиная с 1281 года и по 2005 год включительно.

Книга Николая Николаевича Непомнящего «Великая книга катастроф. [Книга 5]: Катастрофы на воде и под водой. Все известные кораблекрушения» ждет вас в библиотеке №16 «Маяк».

И все же несмотря ни на что, ни на какие трудности и страхи люди во все времена тянулись к океану, желали преодолеть и покорить водную стихию. «Naviqare necesse est, vivere non est necesse» – «Плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо» – этот призыв к мужеству, упорному, смелому преодолению трудностей, напоминал о верности долгу, слову, обещаниям людям, государству, собственной совести, когда-то его произнес Помпей, позже к этой фразе добавилось «Sed sine vita non navamus» – «Но без жизни мы не пойдем в море».

Что вам известно об отечественном флоте?

Необычайная многогранность неутомимого, яркого и выдающегося преобразователя и деятеля своего времени – Петра I – вселяет гордость за достижения в отечественном кораблестроении. За время своего правления он создал необходимые силы и средства, построив военный флот. Благодаря реформам Петра I начали строиться верфи, крупные суда, парусный флот, увеличивалось количество и качество судов, расширялась география маршрутов.

В книге Израиля Адольфовича Быховского «Петровские корабелы» подробно рассказывается о выдающихся деятелях отечественного кораблестроения начала ХIII века. Книга будет вам максимально полезной и позволит более глубоко проникнуться историей отечественного флота и кораблестроения, ведь в книге использовались материалы из архивов. Память о достижениях наших предков, словно свет маяка, пробившись сквозь годы, освещает наш путь. И пока мы помним, свет этот будет сиять.

Книга И.А. Быховского «Петровские корабелы» ждет вас в библиотеках №№1, 8, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20, 21 и 22.

Любите историю, море и военные корабли?

Предлагаем почитать книгу Виктора Калинина «Российский флот» из серии «История России». Основную часть книги занимают рассказы о войнах и сражениях на воде и под водой, со знаменитыми кораблями, которые принимали непосредственное участие в крупнейших морских сражениях. В книге присутствуют иллюстрации красивейших кораблей, картины захватывающих морских боев, написанные знаменитыми художниками. Пушки, выстрелы, бурление воды, все ощущается со страниц книги. Рекомендуем всем любителям отечественных военных кораблей, подводных лодок и сражений на воде.

Спрашивайте книгу «Российский флот» в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и в библиотеках №№ 1, 2, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32.

Что вам известно об отечественных инженерах-кораблестроителях?

В книге Николая Владимировича Скрицкого «Самые знаменитые кораблестроители России» представлены биографии знаменитых отечественных судостроителей. Также в книге вы найдете ответы на вопросы: как совершенствовали мастерство кораблестроения? Каким превосходством обладали именно русские корабелы? Какие типы кораблей предлагала Россия? Как развивался торговый, промысловый и военно-морской флот?

Книга Н. В. Скрицкого «Самые знаменитые кораблестроители России» ждет своих читателей в библиотеках №№1, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 20, 22, 23, 26, 31 и 32.

Давняя, неустанная страсть человека к покорению неподвластных ему пространств стимулировала работу изобретательской мысли в направлении кораблестроения. Отложите все повседневные дела и заботы и отправьтесь в увлекательный мир мореплавания. Книга Михаила Георгиевича Коляды «Авиация и флот. Рекорды, достижения, открытия» познакомит вас с рекордными фактами, невероятными открытиями и достижениями в области кораблестроения и флота.

Книга «Авиация и флот. Рекорды, достижения, открытия» ждет вас в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и в библиотеках №№1, 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32.

Рискнули бы вы на кругосветное путешествие на яхте?

Человек, пытаясь познать окружающий мир, постоянно жаждет увидеть и освоить новые пространства, именно это толкает смельчаков на рискованные, отчаянные и всегда смелые путешествия. Так происходило и в древности, и по сей день.

У читателя захватит дух от прочтения книги Джошуа Слокама «Один под парусом вокруг света». Автор книги, моряк и путешественник, в одиночку совершил кругосветное путешествие на небольшой яхте «Спрей». Джошуа Слокам отправился в путь из Бостона 24 апреля 1895 года и вернулся, обогнув земной шар, 27 июня 1898 года. Как же проходило это опасное плавание? С кем он неоднократно беседовал на протяжении всего времени? Чем наслаждался в просторах океана? Что вселяло в него надежду перед опасностями, трудностями и испытаниями?

Читайте книгу Дж. Слокама «Один под парусом вокруг света» в библиотеках №16, 22 и 24 и узнаете ответы на все вопросы.

А что, если бы вы оказались на деревянном плоту посреди Тихого океана?

Шторм, акулы, киты, морская болезнь, – с чем еще придется столкнуться человеку в неизведанном и необъятном пространстве? Рассматривая историю мореходства, нужно вспомнить о блестящем и отважном путешествии в 1947 году норвежского ученого Тура Хейердала и группы добровольцев на самодельном бальсовом плоту «Кон-Тики» до островов Полинезии. Целью экспедиции Хейердала было доказательство гипотезы об азиатском происхождении полинезийцев. Как все-таки Тур собрал свою команду, нашли ли они правильное течение, как преодолели они скалы и добрались ли до цели – обо всем этом вы сможете узнать из книги непосредственного участника экспедиции Тура Хейердала «Кон Тики».

Тур Хейердал всю свою жизнь посвятил изучению кораблестроения и, что самое важное, осмелился на рискованный шаг: доказать всем ученым и историкам свою правоту. Он совершал невероятные экспедиции на протяжении всей жизни, изучал народы, изучал и применял древние технологии по судостроению. Он пересек Атлантический океан на тростниковой лодке «Ра-2» в 1970 г. Читая книгу, полностью погружаешься в мир выживания и океана.

Книги о путешествиях Тура Хейердала спрашивайте в библиотеках №1, 2, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 22, 23 и 28.

А разве достаточно человеку, который горит мечтой и жаждой увидеть океан, простого и незамысловатого набора плотницкого инструмента, жестяных часов, компаса и кучи обойных гвоздей? Нет! Конечно же, нет, это не все! Нужны многие годы усердного познавания законов природы и водной стихии – нептуновы законы, и следовать им на протяжении всего плавания.

А вы хотели бы попробовать себя в роли кораблестроителя?

Самым сложным и трудоемким делом при постройке модели корабля или судна является изготовление множества деталей и механизмов, расположенных на верхней палубе. Предлагаем познакомиться со «Справочником судомоделиста» Алексея Целовальникова. В справочнике есть описание, как построить модель грамотно и по требованиям основ кораблестроения. Кратко изложены корабельные устройства, принцип их действия и рекомендации по их изготовлению, что облегчит кропотливый труд начинающего судомоделиста. Справочник для интересующихся этой темой и любителей судомоделистов.

«Справочник судомоделиста» ждет вас в библиотеке №16 «Маяк».

Кому нравится читать и слушать рассказы о кораблях?

Судьба каждого корабля такая же удивительная и неповторимая, и смастерить его совсем непросто. Святослав Сахарнов, автор книги «История корабля», начав писать об истории судостроения, сразу вспоминал истории из своей службы на флоте. В красочно-проиллюстрированную книгу входит исторический экскурс по пути кораблестроения, от самого первого плота до атомохода. Что толкало человека в открытый океан? Какой был первый корабль? А самый большой корабль? Какие корабли были самые необычные? Ответы на все эти вопросы можно найти в этой книге. Книга будет полезна как детям, так и взрослым.

Книга С. Сахарнова «История корабля» ждет вас в библиотеках № 22 и 28.

Книга Антона Кацафа «Корабли и подводные лодки» еще раз отправит в увлекательное путешествие юных любителей кораблей: красочные иллюстрации, познавательная и интересная информация о каждом корабле. Описание начинается с каяков, каноэ, Ноева ковчега, кораблей фараона, греческого, финикийского корабля до ледоколов и подводных лодок.

Книга Кацафа А. М. «Корабли и подводные лодки» ждет вас в библиотеке №22.

Нет предела человеческому разуму и Вселенной. Стремление человека развивать и совершенствовать технику – в том числе корабли, безгранично! Прогресс и достижения в этой области поможет сплотить людей, ведь мировой океан не разделяет, а соединяет народы.

 

Юлия Грошикова